Мемориал на перевале

В Петербурге стартовала молодежная добровольческая экспедиция «Оборонная тропа». Ребята отправились в горы Западного и Центрального Кавказа, чтобы продолжить обустройство одноименной мемориальной зоны, посвященной защитникам перевалов в годы войны.

Мемориал на перевале | Иллюстрация mariakraynova/shutterstock.com

Иллюстрация mariakraynova/shutterstock.com

В августе 1942 года – январе 1943 года по Главному Кавказскому хребту проходила линия фронта, шли ожесточенные бои против горнострелковых подразделений немецких, итальянских, румынских войск.

– Подвиг наших бойцов, совершенный тогда, не увековечен в должной степени, а ведь от них в немалой степени зависел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, – считает руководитель экспедиции учитель химии 209-й и 635-й школ Сергей Телешов. – Вообще бои в горах имели свои драматические особенности. У наших горных стрелков на перевалах была даже «клятва молчания»: выходя в разведку, они клялись, что, если сорвутся в ущелье, не будут кричать, чтобы не выдать товарищей.

Впервые Сергей Телешов побывал со школьниками на перевалах еще в 1985 году. Именно тогда в Марухском ущелье ребята увидели «Оборонную тропу» – цепочку памятных знаков, установленных на протяжении сорока километров в узловых местах, где проходили самые ожесточенные бои.

Мемориал создавался на общественных началах; инициаторами были энтузиасты из Одессы. Туристы со всей страны на своих плечах несли цемент, затаскивали его на горные перевалы, ставили самодельные памятники...

Спустя три года ребята во главе с Телешовым уже целенаправленно пошли по «Оборонной тропе». Прошли годы, и когда в 2004-м они снова приехали на перевал, увидели, что от времени и погоды многие памятники пришли в негодность. И взялись за их восстановление. Школьников поддержал старейший петербургский альпинист участник боев на горных перевалах Кавказа Михаил Михайлович Бобров.

Сложностей оказалось немало: если прежде туристы могли ходить по перевалам свободно, то теперь там пограничная зона. Необходимо заранее получать разрешения от пограничной службы. Но эти проблемы решаемы. Кроме того, пограничники помогают на месте – сопровождают экспедицию.

– Местные жители порой удивляются: мол, что вы, питерцы, «забыли» здесь, на горных перевалах? И мы всегда объясняем: тут ведь воевали и ленинградцы, и мы чтим их память. Вы только задумайтесь: у нас на Аллее славы на Пискаревском мемориале есть памятная плита уроженцам Абхазии, защищавшим Ленинград. А здесь, наоборот, ленинградцы защищали перевалы, ведущие в Абхазию, – говорит Телешов.

За прошедшие полтора десятка походов экспедиция восстановила все памятники российского участка «Оборонной тропы». Сами цементные плиты сохранились хорошо, приходилось только восстанавливать надписи. Затем решили – поверх прежней цементной ставить новые, гранитные, с уже нанесенными словами. Участники похода везут плиты из Питера в рюкзаках.

– Зачем это нужно ребятам? – отвечает на мой вопрос Сергей Телешов. – Кому-то важно прикоснуться к живой истории, кому-то хочется просто испытать себя. Кстати, девочкам даже больше нравятся такие походы. Мальчики сегодня более прагматичные, они просчитывают трудности и зачастую отказываются идти в горы...

В этом году в экспедиции, которая продлится целый месяц, участвуют тринадцать человек. Двое из них – «ветераны» первого похода 1988 года. Экспедиция установит на шести перевалах памятные гранитные плиты, которые удостоверяют присвоение им почетного звания «Перевал воинской славы». Изготовил доски участник первой экспедиции Алексей Веретенников – сегодня он мастер производственного обучения реставрационного колледжа «Кировский» в Петербурге.

А на леднике Гара-Баши в Приэльбрусье будет установлена мемориальная плита в честь бойцов легендарной роты лейтенанта Григорьянца. В сентябре 1942-го она пыталась ночью под прикрытием тумана через ущелье пойти на штурм немецкого укрепления. Но к утру туман рассеялся, и бойцы оказались на открытой площадке ледника как на ладони. Погибли почти все – из более чем сотни солдат уцелели только двое. Останки бойцов той роты теперь находят поисковики, буквально вырубая их из ледяной толщи...

Что же касается звания «Перевал воинской славы», то оно пока имеет общественный статус – его присвоил совет ветеранов отдельных горнострелковых отрядов России.

– Когда в 2007 году был принят федеральный закон о городах воинской славы, мы с Михаилом Бобровым и другими ветеранами предложили дополнить его «перевалами воинской славы», – объяснил Телешов. – По нашему обращению в позапрошлом году парламент Карачаево-Черкесии обратился с законодательной инициативой в Госдуму. Однако на федеральном уровне вопрос решить пока не удалось.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5746) от 19.07.2016.


Комментарии