Мемориал на излете
В поле у Пулковского шоссе оказался забыт стихийный мемориал жертвам крушения самолета Ил-18 под Ленинградом. Формально этот памятник не существует, а участок под ним продан в частную собственность. Хотя за плитой и окружающей ее рощей, кажется, почти не ухаживают, общественники считают, что место это необходимо сохранить.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В дальней части поля позади складского комплекса «Кулон-Пулково» на Пулковском, 56, почти у Варшавской железнодорожной линии, есть одинокая рощица. В этом месте и находится плита в память о жертвах авиакатастрофы, случившейся в 1974 году. Тогда здесь, возле аэропорта, упал самолет Ил-18. Все находившиеся на борту - 109 человек - погибли. На траве до сих пор лежит деталь, похожая на обломок самолета. Среди деревьев расставлены камни с именами погибших. Хотя, по всей видимости, это символические захоронения - кенотафы.
Как сообщила автору заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Лидия Громова, в официальный перечень кладбищ этот участок не входит. Члены экипажа разбившегося самолета были погребены на кладбище Памяти жертв 9-го января. Там им был сооружен памятник. О пассажирах, к сожалению, данные отсутствуют. Чиновница отметила, что мемориал на Пулковском шоссе был обустроен в свое время родственниками погибших, сейчас он считается бесхозным.
В соответствии с кадастровой выпиской Росреестра, рощица с памятными камнями находится сегодня в частной собственности компании «Пулково эстейт». Эта фирма связана с группой компаний «Эспро», которая занимается складской недвижимостью. Участок и предназначен для размещения складов. Так что формально коммерсанты могут продолжить его освоение и что-нибудь построить на этом месте.
В администрации Пушкинского района пояснили: поставить мемориал на учет и принять меры к его сохранению они смогут только в том случае, если получат бумагу о том, что нынешний хозяин земли на него не претендует. Иначе же выделить бюджетные средства на благоустройство невозможно. Было ли направлено обращение к собственнику, чиновники не сказали. В самом холдинге «Эспро» оперативно получить комментарии по поводу планов касательно памятной рощи не удалось.
Мемориал будет соседствовать со скоростной дорогой на Москву (М-11). Но, судя по всему, дорожная стройка эту землю не затронет. В государственной компании «Автодор», которая занимается реализацией данного проекта, заявили, что вся полоса отвода трассы была расчищена и подготовлена к строительству. Предварительно на ней провели изыскания. В ходе этих работ каких-либо захоронений или памятников на пути магистрали не обнаружили.
Если раньше в рощу приходили родственники погибших (здесь даже поставили скамейки), то в последние годы мемориал навещают все реже. Подходы к нему заросли высокой травой, памятные камни местами разрушены, выцвели фотографии погибших. Похоже, что по прошествии еще нескольких лет здесь мало что сохранится.
Директор Объединенного музея гражданской авиации Натэла Сафронова вспоминает, как 27 апреля 1974 года возвращалась из аэропорта «Пулково» в город и видела черный дым пожара на месте гибели самолета. Она считает, что мемориал жертвам катастрофы, пусть и возник стихийно, должен быть сохранен. Ведь он простоял уже 40 лет. Наличие памятного знака на месте захоронения экипажа на кладбище Памяти жертв 9-го января не снижает значения мемориального места у Пулковского шоссе.
В качестве аналогии наша собеседница привела пример с авиатором Львом Мациевичем - первой жертвой авиационной катастрофы в России. Он погиб возле бывшего Комендантского аэродрома, а похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Тем не менее и на месте гибели Мациевича (ныне это сквер на Аэродромной улице) установлена памятная плита отважному летчику. Ее поддерживают в хорошем состоянии, к ней возлагают цветы.
По мнению Сафроновой, так же должно быть и с мемориалом жертвам аварии Ил-18. Властям необходимо поставить его на учет. А собственнику территории следовало бы предложить следить за этим памятником истории. По идее, подобное обременение должны были наложить еще при продаже участка. Подобно тому, как при продаже исторического здания обязуют нового владельца содержать в сохранности исторические интерьеры, добавила наша собеседница.
Мемориал должен остаться на своем месте, раз самолет упал именно здесь, соглашается заместитель председателя «Митрофаньевского союза» Илья Попов. Он полагает, что для собственника участка было бы не слишком обременительно следить за памятником. Причем заняться этим стоило бы и без вмешательства властей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.
Комментарии