Мегаполис должен поумнеть
На петербургской конференции SMART CITIES – «Умные города: от концепции к реальности» выступил специалист в области логистики член консультационного совета ассоциации «NETWORK Северо-Запад» (в нее входят как российские, так и международные компании) Крис ГИЛБЕРТ. Автор статей во многих международных и российских изданиях, с 2009 года Гилберт работал директором по России Российско-британской торговой палаты. В начале 2012-го урбанист переехал в Петербург. Мы спросили у эксперта, что он вкладывает в понятие «умный город».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
– Это особый подход к планированию и развитию мегаполиса, организации в нем транспортных потоков, – пояснил урбанист. – Можно сказать, что такого идеального поселения на Земле еще не существует. Наверное, больше других к званию «умный» подошел Сингапур. Но какой ценой? Приведем один пример. Чтобы купить машину, там надо заплатить транспортный налог в размере 40% цены авто. Хотя сингапурский результат налицо: улицы там разгружены.
– Как вы оцениваете нашу практику внедрения платных парковок на городских улицах?
– Это нормальное явление. В Лондоне к платным парковкам давно привыкли. Теперь еще и платный въезд в центр ввели, в пересчете – это около 900 рублей. Правда, тоже есть льготы. В Петербурге же цена парковки 60 рублей в час. На первый взгляд, не так уж критично (в Лондоне – 4 фунта в час). Но в России другой уровень зарплат, и сотрудники офисов будут думать, ехать ли им на работу на машине. И тут встанет вопрос: а хорошо ли развит общественный транспорт, в каждом ли районе есть метро? В Петербурге, увы, далеко не в каждом.
– Россияне полагают, что интеллектуальность поселения зависит от уровня его жителей? Есть же у нас наукограды...
– Рациональное зерно в этой логической цепочке есть. Силиконовая долина в США – приближение к идеалу, как тот же Сингапур. Но все не могут быть компьютерщиками. Если в городе собрались только ученые, то художникам тяжело будет. И так далее. Горожане должны быть разными. «Умный город» – это не застывшая концепция, он должен постоянно развиваться.
Известный урбанист Хосе Искеридо объяснил, почему города России нельзя назвать «умными»: машин у нас (в пересчете на 1000 человек) меньше, чем в Евросоюзе. В РФ более развит общественный транспорт (это положительное наследие социализма).
Но первый и второй плюсы в российских мегаполисах не работают: улицы более загружены, чем в Западной Европе. Все это из-за неудачной организации пространства. По мнению урбаниста, в Европе есть тенденция к снижению численности населения городов при одновременном росте населения стран. Этот же тренд рано или поздно затронет и Петербург.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5691) от 27.04.2016.
Комментарии