Главная городская газета

Мегагранты в СПбГУ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Рокадное кольцо

В перспективе оно может разгрузить существующую кольцевую автодорогу Читать полностью

Врача вызывали?

К сожалению, в последнее время появляется все больше сообщений о несчастных случаях, происходящих с детьми в школах. Читать полностью

Хрупкая эпидемия

День борьбы с остеопорозом весь мир будет отмечать 20 октября. Читать полностью

Мат посреди урока

В России в очередной раз собираются вводить уроки шахмат - во всяком случае такую задачу поставила министр образования Ольга Васильева. Читать полностью

Взглянуть на Кремль свысока

Позволяет новая экскурсия в Москве Читать полностью

Культурный феномен России

Наш бывший земляк, побывав в очередной раз в Петербурге, решил поделиться своими впечатлениями о любимом городе. Читать полностью
Реклама
Реклама
Мегагранты в СПбГУ | ФОТО Сергея Ушакова/Коммерсантъ

ФОТО Сергея Ушакова/Коммерсантъ

Уже более 20 лет психологи СПбГУ ведут уникальные научные исследования в области психологии детей, в том числе детей, живущих в домах ребенка. Благодаря этой работе создан новый формат дома ребенка семейного типа, который постепенно внедряется по всей России.

Сегодня эти исследования вышли на самый современный уровень. Благодаря мегагранту правительства РФ (официально он называется “Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка”, ведущий ученый – доктор психологических наук, профессор Елена Григоренко) в Санкт-Петербургском государственном университете была создана уникальная лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства. В лаборатории ведутся работы по изучению поведенческого, психофизиологического, биологического функционирования детей, воспитывающихся в разных социальных условиях – в домах ребенка, при усыновлении, в приемных и в биологических семьях. В том числе – и в такой перспективной области, как эпигенетика (эта современное направление науки, которое направлено на исследование влияния внешних факторов на экспрессию генов, в частности участвующих в регуляции биологического и психологического состояния человека).

Об этих исследованиях мы попросили рассказать доктора психологических наук Рифката Мухамедрахимова, профессора, заведующего этой лабораторией и кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ, и доктора психологических наук Ларису Цветкову, профессора, директора Центра экспертиз СПбГУ, первого вице-президента Российского психологического общества:

– Какими научными исследованиями вы занимаетесь сегодня? Чему посвящена работа по мегагранту правительства РФ?

Мухамедрахимов: – Если обобщить опыт предыдущего периода наших исследований, то необходимо сказать, что мы получили информацию о критически важной роли раннего социально-эмоционального окружения для развития ребенка. Если у ребенка есть окружение, которое соответствует его потребностям, – возможность общаться с эмоционально доступным, чувствительным и стабильным близким человеком, формировать с ним отношения привязанности, – то это благотворно влияет на все направления развития ребенка.

Однако этих данных было недостаточно для того, чтобы сказать, как раннее окружение влияет на развитие мозга, на психофизиологическое и гормональное функционирование и в целом – на биологическое развитие ребенка.

И мы не знали о том, как опыт пребывания ребенка в учреждении повлияет на его биоповеденческое развитие, когда он перейдет в замещающую семью. И этот мегагрант как раз посвящен тому, чтобы заполнить эти пробелы.

Цветкова: – Раньше мы не могли проводить такие исследования, потому что для этого не было соответствующих технологий. Не было точного представления о геноме, не было масштабных исследований по его секвенированию, или определению последовательности его структуры. Не было доказательной базы, которая могла бы научнообоснованно показать и ответить на этот вечный вопрос: как в процессе развития взаимодействуют биологическое и социальное? Или как социальное оказывает влияние и закрепляется в биологическом, в генетическом. Это и есть то, чем занимается эпигенетика.

Фактически наша работа по мегагранту – это новое направление в масштабных междисциплинарных исследованиях развития ребенка. Это фактически одно из первых комплексных биоповеденческих исследований в этой области.

– Это единственный мегагрант у Университета?

Цветкова: – Нет. В СПбГУ их семь. Среди текущих мегагрантов это больше, чем в каком-либо другом университете России. И мы очень гордимся, что один из них — по психологии, так как таких мегагрантов, по психологии, было всего два на всю страну.

Мухамедрахимов: – Еще один важный момент заключается в том, что мегагрант позволил нам создать в Санкт-Петербургском государственном университете лабораторию международного уровня по биоповеденческому обследованию детей, с методами, которые применяются в лучших научных центрах мира. В нашей лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства создано пространство для экспериментального изучения развития детей, есть оборудование, предназначенное для проведения поведенческих и психофизиологических обследований детей на самом современном уровне. Лаборатория оснащена энцефалографами нового поколения, новейшими компьютерами и программным обеспечением для обработки данных, новым поколением видеоаппаратуры, которое позволяет изучать поведение ребенка во взаимодействии со взрослыми.

При проведении работ по проекту наша лаборатория интенсивно взаимодействует с коллегами из ресурсных центров СПбГУ – центром “Развитие молекулярных и клеточных технологий” и центром “Хромас”, который специализируется на исследованиях в области молекулярной цитогенетики.

– Лаборатория ведет работу только в рамках проекта мегагранта?

Мухамедрахимов: – На данный момент в рамках мегагранта лаборатория проводит как исследовательскую, так и образовательную деятельность. Мы уже проводим обучение специалистов по самым разным темам биоповеденческого развития детей и по вопросам, связанным с реорганизацией детских учреждений и сопровождению детей в замещающих семьях. В будущем она может стать научным и методическим центром не только для России, но и для коллег со всего мира.

– Насколько эта работа актуальна для мировой науки?

Мухамедрахимов: – Если бы эта тема была важна только для науки в Российской Федерации, то заявка на мега-грант и не получила бы высокой оценки российских и международных экспертов и поддержки правительства России. Она подавалась с учетом анализа передовой научной информации.

В мире существуют лишь единичные исследования такого типа. Уникальность данного проекта в том, что в нем проводится комплексное изучение влияния раннего социального окружения на развитие человека. Этот комплексный подход включает одновременное исследование поведения, психологического, психофизиологического, гормонального и эпигенетического функционирования ребенка. При этом весь спектр исследований проводится в трех группах детей: живущих в домах ребенка, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи, а также живущих с родителями в биологических семьях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook