Мегагранты в СПбГУ

Уже более 20 лет психологи СПбГУ ведут уникальные научные исследования в области психологии детей, в том числе детей, живущих в домах ребенка. Благодаря этой работе создан новый формат дома ребенка семейного типа, который постепенно внедряется по всей России.

Мегагранты в СПбГУ | ФОТО Сергея Ушакова/Коммерсантъ

ФОТО Сергея Ушакова/Коммерсантъ

Сегодня эти исследования вышли на самый современный уровень. Благодаря мегагранту правительства РФ (официально он называется “Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка”, ведущий ученый – доктор психологических наук, профессор Елена Григоренко) в Санкт-Петербургском государственном университете была создана уникальная лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства. В лаборатории ведутся работы по изучению поведенческого, психофизиологического, биологического функционирования детей, воспитывающихся в разных социальных условиях – в домах ребенка, при усыновлении, в приемных и в биологических семьях. В том числе – и в такой перспективной области, как эпигенетика (эта современное направление науки, которое направлено на исследование влияния внешних факторов на экспрессию генов, в частности участвующих в регуляции биологического и психологического состояния человека).

Об этих исследованиях мы попросили рассказать доктора психологических наук Рифката Мухамедрахимова, профессора, заведующего этой лабораторией и кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ, и доктора психологических наук Ларису Цветкову, профессора, директора Центра экспертиз СПбГУ, первого вице-президента Российского психологического общества:

– Какими научными исследованиями вы занимаетесь сегодня? Чему посвящена работа по мегагранту правительства РФ?

Мухамедрахимов: – Если обобщить опыт предыдущего периода наших исследований, то необходимо сказать, что мы получили информацию о критически важной роли раннего социально-эмоционального окружения для развития ребенка. Если у ребенка есть окружение, которое соответствует его потребностям, – возможность общаться с эмоционально доступным, чувствительным и стабильным близким человеком, формировать с ним отношения привязанности, – то это благотворно влияет на все направления развития ребенка.

Однако этих данных было недостаточно для того, чтобы сказать, как раннее окружение влияет на развитие мозга, на психофизиологическое и гормональное функционирование и в целом – на биологическое развитие ребенка.

И мы не знали о том, как опыт пребывания ребенка в учреждении повлияет на его биоповеденческое развитие, когда он перейдет в замещающую семью. И этот мегагрант как раз посвящен тому, чтобы заполнить эти пробелы.

Цветкова: – Раньше мы не могли проводить такие исследования, потому что для этого не было соответствующих технологий. Не было точного представления о геноме, не было масштабных исследований по его секвенированию, или определению последовательности его структуры. Не было доказательной базы, которая могла бы научнообоснованно показать и ответить на этот вечный вопрос: как в процессе развития взаимодействуют биологическое и социальное? Или как социальное оказывает влияние и закрепляется в биологическом, в генетическом. Это и есть то, чем занимается эпигенетика.

Фактически наша работа по мегагранту – это новое направление в масштабных междисциплинарных исследованиях развития ребенка. Это фактически одно из первых комплексных биоповеденческих исследований в этой области.

– Это единственный мегагрант у Университета?

Цветкова: – Нет. В СПбГУ их семь. Среди текущих мегагрантов это больше, чем в каком-либо другом университете России. И мы очень гордимся, что один из них — по психологии, так как таких мегагрантов, по психологии, было всего два на всю страну.

Мухамедрахимов: – Еще один важный момент заключается в том, что мегагрант позволил нам создать в Санкт-Петербургском государственном университете лабораторию международного уровня по биоповеденческому обследованию детей, с методами, которые применяются в лучших научных центрах мира. В нашей лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства создано пространство для экспериментального изучения развития детей, есть оборудование, предназначенное для проведения поведенческих и психофизиологических обследований детей на самом современном уровне. Лаборатория оснащена энцефалографами нового поколения, новейшими компьютерами и программным обеспечением для обработки данных, новым поколением видеоаппаратуры, которое позволяет изучать поведение ребенка во взаимодействии со взрослыми.

При проведении работ по проекту наша лаборатория интенсивно взаимодействует с коллегами из ресурсных центров СПбГУ – центром “Развитие молекулярных и клеточных технологий” и центром “Хромас”, который специализируется на исследованиях в области молекулярной цитогенетики.

– Лаборатория ведет работу только в рамках проекта мегагранта?

Мухамедрахимов: – На данный момент в рамках мегагранта лаборатория проводит как исследовательскую, так и образовательную деятельность. Мы уже проводим обучение специалистов по самым разным темам биоповеденческого развития детей и по вопросам, связанным с реорганизацией детских учреждений и сопровождению детей в замещающих семьях. В будущем она может стать научным и методическим центром не только для России, но и для коллег со всего мира.

– Насколько эта работа актуальна для мировой науки?

Мухамедрахимов: – Если бы эта тема была важна только для науки в Российской Федерации, то заявка на мега-грант и не получила бы высокой оценки российских и международных экспертов и поддержки правительства России. Она подавалась с учетом анализа передовой научной информации.

В мире существуют лишь единичные исследования такого типа. Уникальность данного проекта в том, что в нем проводится комплексное изучение влияния раннего социального окружения на развитие человека. Этот комплексный подход включает одновременное исследование поведения, психологического, психофизиологического, гормонального и эпигенетического функционирования ребенка. При этом весь спектр исследований проводится в трех группах детей: живущих в домах ребенка, переведенных из домов ребенка в замещающие семьи, а также живущих с родителями в биологических семьях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5633) от 01.02.2016.


Комментарии