Мама, я заплачу!
Работу современного банка не представить без интернет-технологий, которые обеспечивают самое главное — скорость и точность расчетов. На «круглом столе» в Ассоциации банков Северо-Запада финансисты сошлись во мнении, что развитие технологий — это процесс, формирующий среду вокруг себя. В наши дни банк должен либо освоиться в киберсреде, либо отстать навсегда.
ФОТО Violetkaipa/Shutterstock
Клиент теперь взыскательный: кому-то удобнее проводить платежи в интернет-банке со стационарного домашнего компьютера, кто-то предпочитает мобильные устройства — планшеты и смартфоны. В каждом случае банк должен предложить удобный интернет-сервис, специальный сайт, куда поступают распоряжения клиентов.
«Хочешь жить — успевай за потребностями клиента, это закон любого рынка. Количество банков снижается, Банк России усиливает надзорные требования», — замечает президент ассоциации Владимир Джикович.
Таким образом, электронные технологии лишь один из факторов в банковской эволюции. Не главный, но заметный. С таким мнением согласна руководитель проектного офиса банка «Александровский» Кристина Никифорова. Даже небольшой банк имеет шанс выжить на этом конкурентном рынке. У финансистов два пути: первый — купить начальные продукты у профильных компаний-разработчиков; второй — разработать программу и сайты самим. Это дороже, но безопаснее. Кроме того, каждый интернет-ресурс — это дополнительная рекламная платформа, управляя которой можно «подтянуть» клиента, который просто так в тот или иной банк не зайдет, например молодежь.
Пока же интернет-моду задают финансовые гиганты. Зампред Северо-Западного банка Сбербанка — директор головного отделения по Петербургу Олег Голубенцев заметил, что с 2013 года объем интернет-расчетов возрос вдвое. Видя перспективы деятельности банка в онлайн-среде, кредитная организация приобрела медицинский интернет-сервис по записи к врачам. Так что теперь системообразующий банк стал еще и «лекарем».
Однако главное направление банковского интернет-наступления — продажа основных продуктов, например ипотеки. Здесь мы наблюдаем переход от продажи одной конкретной услуги (в данном случае — кредита) к комплексному продукту — решению жилищного вопроса в целом. Сюда входит сопровождение сделки, регистрация права собственности на недвижимость, электронная подпись и пр.
Небольшие, но продвинутые банки повернулись лицом к малому бизнесу. Теперь индивидуальным предпринимателям предлагают все «в одном пакете» — расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, сопровождение внешнеэкономической деятельности и бухучет. Обычным делом стала биометрическая идентификация клиента — не через ПИН-код банковской карты, а по отпечаткам пальцев, лицу или голосу.
Очень интересная тема — блок-чейн-технологии. В последнее время передачу данных с использованием цифровых кодов непрофессионалы считают синонимом понятия «криптовалюта». Биткоины или их аналоги используют для оплаты кодов, необходимых для блок-чейн. Но такой подход неверен, считает Олег Голубенцев. Строительство информационных цепочек — это отдельный вид деятельности, требующий отдельного рассказа.
Заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка Дарина Хохлушина рассказала о том, как можно вырастить клиентов буквально со школы. Речь идет о таком новом для России, но весьма прогрессивном во всем мире продукте, как детские банковские карты. С их помощью родители могут не просто класть деньги на счет чада, а и контролировать расходы.
«Можно вести онлайн-копилку, учиться анализировать свои расходы, учиться сберегать, — объяснила эксперт. — Мои собственные дети будто бы стали на голову выше, говорят: «Мама, я заплачу!»
Но и у коллег недетские интересы к маленьким потребителям. Один из вышеупомянутых банков придумал пластиковую карту «Ладошка». Ребенок в школьной столовой может заплатить за обед или булочку, всего лишь поднеся карточку к считывающему устройству. А родители могут ограничивать не только расходы в рублях, но и выбор блюд, чтобы меньше было соблазна заменить «кашу-вкусняшу в красивой тарелочке» вредной газировкой.
Не отстает и сегмент В2В (услуги для бизнеса). Клиент теперь может самостоятельно формировать интерфейс программы интернет-банкинга, чтобы за пару кликов провести все необходимые операции. «В результате создается нечто, что можно образно сравнить с экосистемой. Маленькие пользователи сперва учатся копить на собственный велосипед, а в результате выстраивают собственный бизнес. Потому что растут вместе с банками», — резюмировал глава банковского сообщества Северо-Запада РФ.
Комментарии