Мальчик борющийся

Мы поднимаемся по потайной узенькой лестнице Аничкова дворца, по которой полтора века назад ступала императрица Мария Федоровна. По краям полустертых скрипучих деревянных ступенек до сих пор сохранились металлические крепления для ковров. Два пролета, и мы в крошечной библиотеке императрицы. Теперь здесь - архив городского Дворца творчества юных.

Мальчик борющийся | Палешане в 1937-м сумели поразить воображение пионеров. <br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Палешане в 1937-м сумели поразить воображение пионеров.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Когда за год до открытия здание перестраивали под Дворец пионеров (а открылся он 80 лет назад, 12 февраля 1937 года), помещение библиотеки Марии Федоровны не было потревожено. Сначала там было машбюро, потом переехал архив учреждения. Старинные шкафы, в которых хранились книги Марии Федоровны, дошли до нас в целости и сохранности. Вот только фолиантов, принадлежавших императрице, тут давно уже нет. Теперь за стеклами шкафов - архивные папки...

За год до того, когда здание передавали Ленинградскому дворцу пионеров, оно было практически пустым. Все, что принадлежало царской семье, было вывезено еще в 1920-х годах. Что-то разошлось по музеям, что-то продано за рубеж и сегодня иногда всплывает на аукционах. Об этом нам рассказала заведующая музейным сектором Дворца творчества юных Александра Бойцова.

Мы смотрим фотографии: как дворец, говоря современным языком, «модернизировали» в 1936 году. Предполагалось открыть его еще летом того года, но не успели. Слишком большой оказался фронт работ. Сколько предприятий работало на то, чтобы в кратчайшие сроки подготовить Аничков к новой роли!

Кировский завод оборудовал столярную и механо-слесарные мастерские, завод художественных красок - классы живописи и скульптуры. Телефонная станция проложила по помещениям 33 километра кабеля, завод «Красная Заря» обустроил АТС на двести номеров. Дворцу подарили полсотни роялей и полтысячи других музыкальных инструментов. Публичная библиотека открыла здесь свой филиал и передала семь тысяч книг из своих фондов.

Архитекторы Александр Гегелло и Давид Кричевский, занимавшиеся реконструкцией дворца, понимали, что без его перестройки не обойтись. В результате сегодня он представляет собой уникальный симбиоз - в нем есть и «осколки» прежнего царского жилища, и зримые напоминания эпохи 1930-х годов, которые сегодня тоже раритеты...

Кардинально изменился третий этаж: там и следа не осталось от личных и фрейлинских комнат. Зато интерьеры второго, парадного, этажа были почти полностью сохранены. Мысли о том, что императорская роскошь будет неправильно воспитывать советских детей, не было. Наоборот, пафос как раз и был в том, что там, где воспитывали царских детей, теперь будет расти новое поколение Страны Советов.

Кое-где архитекторы вмешались, но не слишком заметно. Например, на главной лестнице заменили монограммы в картушах. Были инициалы владельцев, стало ЛДП - Ленинградский дворец пионеров. Не вписывался в новую жизнь дворца плафон «Муза и Аполлон» на той же главной лестнице - забелили.

В других залах росписи потолков остались нетронутыми. Никто не имел ничего против греческих героев. А вот потолок в Первой приемной расписали заново. Цветочный орнамент - в духе старых мастеров, а остальные детали - из 1930-х годов: аэропланы, заводы, фабричные детали... Смешение стилей - тоже знак времени...

В начале XXI века в парадных залах дворца впервые проводилась научная реставрация. В декабре 2015 года после десятилетних работ реставраторы сдали Дубовый кабинет Александра III. В 1936-м его убранство почти не тронули. Сначала тут был шахматный клуб, в котором выросли три знаменитых гроссмейстера - Борис Спасский, Виктор Корчной и Марк Тайманов...

Потом сюда въехал литературный клуб «Дерзание».

А вот весь первый этаж был полностью перестроен. Там, между прочим, были детские комнаты, где вырос будущий император Николай II. Одно из помещений стало пионерской столовой...

Но, конечно же, самым ярким символом преображения Аничкова дворца стали два зала, расписанные в 1936 году палехскими мастерами.

- По карнизу - изображения пионеров: один читает, другой рисует, третий скачет на коне. А четвертый... отбивается молотком от коршуна, который нападает на него. Официальное название - «Мальчик борющийся». Мы у детей всегда спрашиваем: как вы думаете, с кем он борется? Ответы самые разные: со злом, с врагами, с капитализмом... А что хотел сказать художник? Это осталось загадкой, - рассказывает Александра Бойцова.

Именно отсюда, с этих интерьеров, начался «монументальный палех». Более того, его творцы именно после работы для Ленинградского дворца пионеров стали чрезвычайно популярны. И получили много заказов на дворцы и дома пионеров других городов - в Саратове, Горьком, Иванове, Кисловодске...

Спустя восемьдесят лет искусствоведы проехали по этим адресам и обнаружили, что редко где эти росписи сохранились в хорошем состоянии. Кое-где их просто не стало. К примеру, в Ярославле во Дворце пионеров в 1990-х годах была полностью утрачена «комната Горького». Так что Аничков дворец сохранил палехскую роспись в самом лучшем виде, несмотря на блокаду.

КСТАТИ

22 февраля открывается первый зал нового музея в Аничковом дворце. Среди реликвий - трудовая книжка Исаака Дунаевского, который руководил во Дворце пионеров художественным ансамблем, письма, афиши, фотографии, пропуск - все, что касается начала деятельности дворца. К 80-летию дворца вышла книга «Ступени в будущее», написанная от лица его выпускников - от первых до нынешних лет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5888) от 13.02.2017.


Комментарии