Любимица полка

Я не раз бывал на встречах однополчан 10-го Гвардейского Краснознаменного истребительного полка морской авиации Балтфлота. И неизменно видел там симпатичную женщину, которую многие, невзирая на возраст, называли ласково Верочкой. Это оказалась Вера Михайловна Якимовская, оператор Некрасовского телефонного узла. Во время войны она тоже служила в этом полку, защищавшем небо Прибалтики, Кронштадта и Ленинграда. Часто во время бомбежек и артналетов на аэродромы однополчане видели, как эта мужественная женщина оказывала медицинскую помощь раненым. Или в часы затишья в кабине истребителя проверяла его вооружение перед боевым вылетом...

Любимица полка | ФОТО www.shaoline.ru

ФОТО www.shaoline.ru

Война застала Веру Михайловну в Таллине, близ которого на военном аэродроме служил ее муж Евгений Николаевич. Командование истребительного полка предложило женам, у которых не было детей, не эвакуироваться в тыл, а остаться в части, чтобы по мере сил помогать воинам. Якимовская еще раньше сама решила разделить военную судьбу со своим мужем.

Немцы вплотную подошли к Таллину. Аэродром непрерывно бомбили, началась эвакуация. Летчики, захватив работников технической службы, в том числе и мужа Якимовской, улетели на другой аэродром, что был ближе к Ленинграду. А все остальные погрузились на суда, которые пошли в Кронштадт на главную военно-морскую базу Балтфлота. Часть людей сели на эсминцы «Володарский» и «Слава», а Вера Михайловна и другие — на огромный транспорт «Папанин».

Оставив пылающий Таллин, эскадра взяла курс на Кронштадт. Всю ночь медленно и осторожно, обходя минные поля, поставленные немцами, шли военные суда и транспорты по Балтике. Иногда небо озарялось всполохами и раздавался сильный грохот. Это взрывались на минах наши корабли.

На следующий день над эскадрой появились десятки вражеских самолетов и стали пикировать на корабли, поливая их огнем. Особенно много врагов кружилось над «Папаниным» – самой крупной целью. Экипаж транспорта мужественно отбивался. Но вот один из вражеских самолетов прорвался сквозь огневую завесу и обрушил свой смертоносный груз на «Папанина». Раздался оглушительный взрыв. Корабль вздрогнул и стал крениться на бок. Раздалась команда: «Всем за борт!». Стали спускать шлюпки и сбрасывать в воду концы канатов.

– После некоторого колебания, – рассказывает Вера Михайловна, – я решила покинуть корабль. Сбросила с себя шинель, уцепилась за канат и стала спускаться по нему вниз, не обращая внимание на ободранные ладони. В этот миг раздался еще один сильный взрыв. Я почувствовала боль в левом бедре и потеряла сознание. Очнулась в холодной воде и стала медленно тонуть. Но, убедившись, что я еще могу двигаться, приняла твердое решение – бороться до последних сил. Захлебываясь от набегавших волн, я плыла неведомо куда. Вокруг меня, зацепившись за разные предметы и просто так, барахтались в воде товарищи по несчастью. Неподалеку от себя я заметила матроса, державшегося за надутую автомобильную камеру. Он махнул мне рукой. Затем подплыл и дал мне конец веревки, которая была привязана к камере.

Морские охотники подобрали утопающих. Их обогрели, переодели, накормили, а затем доставили на остров Гогланд, а потом в Кронштадт, где базировался полк. Не передать, сколько было радости от встречи с мужем и однополчанами. Они думали, что Верочка погибла. Но было и горе: все их однополчане, что шли в Кронштадт на «Володарском», не вернулись в часть. Военный корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой и ушел на дно вместе со своим экипажем и пассажирами.

Летчики полка сумели отомстить за своих товарищей. Когда на крепость налетела армада фашистских бомбардировщиков, в небо взмыли наши истребители. Среди летчиков был Герой Советского Союза Александр Батурин. Отважный ас на глазах у наземной службы аэродрома врезался в строй бомбардировщиков и сбил трех. В этот налет упало в Финский залив еще несколько стервятников.

Вера Михайловна снова стала оказывать медицинскую помощь раненым и очень страдала, когда на ее глазах гибли молодые, полные сил бойцы и командиры. Никогда ей не забыть пилотов Сашу Мурашева и Васю Федорова. Их самолеты упали почти рядом с аэродромом. Один из самолетов загорелся, но Якимовская бросилась к нему, несмотря на крики, что он вот-вот взорвется. Она открыла кабину, отстегнула ремни у летчика и потащила его подальше от машины. Откуда только взялись силы у этой худощавой, хрупкой женщины! К сожалению, Саша был мертв...

После слез и раздумий она приняла решение, что должна лично участвовать в уничтожении вражеских самолетов. Как раз в это время в полку открылись курсы оружейников. Верочка поступила на них и успешно окончила. Теперь снаряды пулемета и пушки, бомбы, подвешенные к самолету, несли врагу смерть и от ее рук.

– В первый же день своей новой службы, – рассказывала Якимовская, – я с огромным волнением ждала прилета подопечных истребителей из боевого рейда. «Ну, как стреляли?» – спросила я летчиков Женю Образцова и Сашу Батурина. «Отлично, все твои снаряды попали в цель».

Николай ДМИТРИЕВ, ветеран войны

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (5385) от 27.01.2015.


Комментарии