Лирика про физика

Спектакль «Топливо» молодого режиссера Семена Александровского можно бы назвать научно-популярным. Полтора часа один герой (актер Максим Фомин) популярно излагает, как стал физиком, почему ушел из физики и с чего вдруг заделался бизнесменом.

Не завлекает? А тем не менее аншлаги.

Герой пьесы – реальный 47-летний обаятельный русский полукитаец-полуармянин Давид Ян. Сначала физик (московский Физтех, кузница нобелиатов), после – создатель компании ABBYY (ее программы по распознаванию текстов и электронные словари знают во всем мире). Давид Ян наговорил драматургу Евгению Казачкову многочасовое интервью – тот сконструировал текст. Каково было делать из этого спектакль – беседуем с режиссером.

Лирика про физика | ФОТО Дарьи АКСЕНОВОЙ

ФОТО Дарьи АКСЕНОВОЙ

– Семен, спектакль ведь – часть большого проекта?

– Да, Эдуард Бояков (театральный режиссер, основатель премии «Золотая маска». – Ред.) когда-то инициировал проект «Человек.DOC». Идея заключалась в том, чтобы взять интервью у людей, которые повлияли на искусство, культуру, и сделать из этих интервью пьесы. Проект оказался успешным, решили продолжить, и продолжение базировалось на такой мысли: люди, которые сегодня занимаются технологиями, не менее «рок-стары», они каждый день меняют реальность. Не было Интернета – появился, не было соцсетей – теперь без них не представить мира. Захотелось узнать, кто эти люди. Давид Ян оказался одним из них.


– Он изначально физик и рассказывает о том, как эта наука «сносит крышу». Один из профессиональных рисков физика – загреметь в психбольницу...

– Да, статистка говорит, что среди физиков немало шизофреников. Как я себе это представляю (как профан, конечно): физик пытается взломать код природы. Бога за бороду ухватить. Мне кажется, я даже физически могу ощутить, какая это работа мозга, когда пытаешься вскрыть законы Вселенной, но ведь мозг – часть «взламываемой» системы, поэтому происходят такие сломы, сдвиги создания.

Давид Ян в 17 лет тотально максималистски решил: только Физтех. И там все такие. Одержимые. Они говорят друг другу: «Встретимся в Стокгольме», – потому что МФТИ – это такой уровень, что от него вполне реально прокладывать путь до Нобелевской премии.


– При таких «сдвигах» удивительна пресловутая успешность физиков в предпринимательстве.

– Я бы определил это как... Вскрытие работы системы. Взломать, перестроить под себя или создать систему, которая будет работать идеально. Физики и математики говорят: если решение задачи некрасиво – оно неправильное. И навык, «мышцы», которые нарабатываются в выстраивании красивой системы, в решении физических задач, наверное, применимы и к другим практикам, в том числе бизнесу.

Или вспомните академгородок в Сибири (спектакль об этом «Элементарные частицы» С. Александровского номинирован на «Золотую маску». – Ред.): посреди леса люди построили город, причем люди эти – ученые. Они же создали новую систему взаимоотношений. Наверное, это было первое гражданское общество в Советском Союзе, и его построили люди, которые, повторю, мыслят, как ученые.


– Наш герой ушел из науки. Занимался «высоким» – а стал предпринимателем, и это уже как бы «пожиже». Вот драматургия.

– Примечательно, что у Давида Яна все продвижение первых программ было случайным. Компании обычно создают, руководствуясь соответствующими деловыми амбициями; Стив Джобс начинал в гараже, но сразу знал, куда стремится. А Ян не собирался делать бизнес-компанию. Ему все время хотелось вернуться в Физтех. Но оказалось, что его информационные технологии имеют очень сильное влияние на общество. А это не менее интересно, чем наука.

Чем еще текст пьесы интересен: это не просто история успеха – герой вроде бы успешный, «цельный» человек, но он постоянно находится в процессе сборки себя. Разбирает, заново реконструирует. В этом очень позитивный посыл: история успеха не была бы так интересна, а вот этот постоянный процесс создавания себя делает героя гораздо ближе ко мне. Потому что жизнь любого человека – цепочка неудач и преодолений. Этот процесс преодоления дает очень правильный стимул.


– Семен, а вы гуманитарий?

– Я забавный такой гуманитарий. Учился в Израиле в физмате, собирался идти на программирование. Но случайно зашел в театральную студию Игоря Мушкатина, питерского профессора театрального института, который в 1990-м эмигрировал в Израиль. Зашел-то за девушкой – и остался. И не пошел на программирование.


– Вы в научных аудиториях играли «Топливо»?

– Играли в Иннополисе (наукогородок в Татарстане. – Ред.). Это потрясающе: новый город, население – тысяча жителей. Мэр сидит в университете, на дверях табличка «Комната приема граждан», и дверь открыта – любой может войти. Общий чат на всех жителей города. Обучаются там бакалавры и магистры программирования, обучение на английском.

Играли в самой компании ABBYY по их приглашению. Одна медицинская компания попросила выступить.


– С героем, Давидом Яном, встречались?

– Пока нет: он сейчас в основном в Лос-Анджелесе. В Москву приезжал, звал даже к себе на вечеринку, но мы были заняты в Питере. Но рано или поздно, надеюсь, встретимся.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5665) от 22.03.2016.


Комментарии