Ликбез от диаспоры

Статистику этнической преступности петербургские правоохранители предпочитают лишний раз не озвучивать: тема взрывоопасная. Однако в ленте криминальных новостей, нередко связанных с грабежами, убийствами, поножовщиной, изнасилованиями и наркотиками, слова «мигрант» или «выходец из Средней Азии» звучат пугающе часто. По некоторым данным, 8% всех правонарушений в северной столице совершают азиаты. Они же зачастую становятся жертвами преступлений, совершенных соотечественниками или местными националистами. Исправить ситуацию может только ликвидация правовой безграмотности всех въезжающих в Россию иностранцев, считают в петербургских национальных объединениях. И готовы взяться за решение этой проблемы сообща.

Ликбез от диаспоры  | Знать свои права и обязанности иностранец должен уже в момент пересечения границы.<br> ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Знать свои права и обязанности иностранец должен уже в момент пересечения границы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как попасть в нелегалы

– Нам крайне неприятно бывает слышать, что узбек, таджик, азербайджанец или иной приезжий совершил что-то плохое, – говорит глава узбекской диаспоры «Туран» Алиджан Хайдаров. – Ежемесячно к нам за помощью обращаются около сотни соотечественников. Причем 90% обращений связаны с нарушением трудовых прав – невыплатой работодателем зарплаты, незаключением трудового договора. Оказавшись после трех месяцев работы на улице без копейки (нечем заплатить за жилье, нечего есть и даже уехать домой не на что), человек практически неизбежно попадает в одно из местных криминальных сообществ. Так обманывающие мигрантов работодатели искусственно создают в городе нелегальную миграцию, которая является питательной средой для преступности.

Новые миграционные правила, нацеленные прежде всего на максимальное избавление страны от нелегалов, по мнению многих представителей национальных объединений Петербурга, оказались настолько жестки и сложны в исполнении, что уже перевели в незаконный статус тысячи вполне законопослушных по своей природе гастарбайтеров.

– С вводом новых правил с начала 2015 года приток людей из Узбекистана в Петербург уменьшился, – говорит Хайдаров. – Одних остановил слишком короткий срок для легализации: месяц – это, согласитесь, мало. Кого-то отпугнул экзамен по русскому языку, который нужно сдать для получения патента. Немало наших соотечественников стали невъездными в Россию без особой своей вины. Переехал из Петербурга в Ленобласть или, наоборот, нашел работу не по той специальности, что указана в патенте, живешь не там, где зарегистрирован, – результат всегда один: выдворение с запретом въезда на несколько лет.

Без вины виноватые?

Активисты узбекской и таджикской общин рассказывают невеселые истории, герои которых пострадали прежде всего из-за незнания российского миграционного и административного права.

Поезд из Узбекистана привозит в Россию около 850 пассажиров. До Петербурга доезжают 150 – 250 жителей этой солнечной страны. Только ступив на перрон, они сразу же попадают в поле зрения полиции, которая просит предъявить предусмотренный законом страховой полис. С каждого поезда, приходящего из Средней Азии на Московский и Витебский вокзалы, как правило, задерживают по 20 – 30 человек, фиксируя административные нарушения.

– В прошлом году наши страховщики сели в поезд на границе Казахстана и Узбекистана, ходили по вагонам, предлагали пассажирам застраховаться, – рассказывает Алиджан Хайдаров. – Согласились человек 40 из 850. Не верили соотечественники, что это требование никак не обойти. За что и поплатились: многих сразу же по прибытии задержали и развернули на родину. Нынче мы договорились с руководством вокзалов и Росгосстрахом – будем встречать поезда со страховщиками.

Нередко прибывшие в северную столицу на заработки попадают в лапы мошенников, которые обещают им оформить все разрешительные документы, но не делают этого вовсе либо вручают фальшивку. Например, недавно полтысячи таджиков обманули посредники-соплеменники, организовав регистрацию по неправильному адресу фирмы. Далее сценарий известный: документы проверяет полиция, выявляет несоответствие бумаг действительности, гастарбайтеров-нарушителей задерживают и выдворяют. Так, большую и дружную узбекскую семью «благодетели» зарегистрировали по адресу компании, в которой те работали. Жила семья, разумеется, не в офисе, а в съемной квартире, причем вполне официально, по договору аренды. Одна ночная проверка УФМС – и бедолаг отвезли в Красное Село, в центр для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению.

Не только песни

Диаспоры, землячества, национально-культурные объединения – это все общественные организации, не обязанные решать проблемы мигрантов. Их дело – песни, танцы, фестивали и праздники, демонстрирующие богатство национальной культуры и традиций. Максимум что они могут – поучить новоприбывших силами старожилов русскому языку, помочь сориентироваться и адаптироваться к новым условиям. И они абсолютно не правомочны вмешиваться в отношения соотечественников с госорганами, особенно когда речь идет о конфликте с законом.

– Но не бросать же земляков в беде! Мы уже более семи лет им помогаем, – говорит глава узбекской общины. – Узбекские мигранты работают в Петербурге чаще всего в общепите, строительстве и автоперевозках – в первых двух сферах как раз и случается более всего невыплат. Бывает, по 100 – 200 человек не получают заработанное более трех месяцев. Мы, конечно, пишем об этом в прокуратуру, но она раз за разом не находит нарушений – ведь бумаги, как правило, оформлены как надо.

Одному мигранту в трудовой договор работодатель внес не всю оговоренную сумму, а лишь треть. И формально был прав, когда выставил рабочего, заплатив всего 10 тысяч. У другого в договор внесены все условия, и патент в порядке, и подоходный налог 3 тысячи рублей он платит аккуратно... Все прекрасно, пока не узнает, что работодатель копию этого договора в миграционные органы не передал, из-за чего через два месяца патент аннулировали. А значит, он уже не гастарбайтер, а нелегал, попавший в автоматически пополняемую ФМС базу невъездных...

Избежать таких ситуаций можно. Для этого нужно, не полагаясь на устные посулы, требовать у работодателя второй экземпляр трудового договора на руки, объясняют в трудовой инспекции. Во-первых, его копию в миграционную службу можно направить самому. Во-вторых, появятся основания в случае чего спросить с работодателя (штраф за ненадлежащее оформление трудового договора или отказ от его оформления – от 50 до 100 тыс. рублей за каждого неучтенного работника).

Инструкция по безопасности

Как донести азы правовой безопасности до мигрантов? Чтобы не наделать роковых ошибок, знать свои права и обязанности они должны уже в момент пересечения российской границы.

Узбекская диаспора Петербурга составила для прибывающих земляков специальные памятки. В них на русском и узбекском языках пошагово перечислены действия, которые должен совершить мигрант, чтобы жить и работать в России легально. Договорились с авиакомпаниями и железной дорогой, чтобы их раздавали прямо на борту и в вагонах. Пока напечатали 20 тысяч инструкций, допечатывать будут по мере необходимости. Среди разной полезной информации в памятке на видном месте – контакты самой диаспоры.

Одна из юридических компаний Петербурга предложила диаспорам сообща создать специальную юридическую службу для повышения правовой грамотности мигрантов. Устные консультации обещают вести бесплатно (для начала по полдня дважды в неделю), остальные услуги – предоставлять по максимально сдержанным ценам. Больше всего в этом проекте общинам нравится идея создания оперативной службы: по звонку из диаспоры юристы будут выезжать на место для профессионального разрешения конфликтов срочного характера (при незаконном задержании, инцидентах на рабочем месте, травмировании на производстве, угрозе депортации).

Узбекская и таджикская диаспоры уже заключили соглашение о поддержке этого проекта, другие пока думают.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мухаммадназар МИРЗОДА, почетный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
– Да, обманутый работодателем и оказавшийся вне закона мигрант очень рискует пополнить ряды местной преступной группировки. Но в последнее время появилась еще более серьезная угроза общей безопасности – ИГ. Сегодня запрещенное в РФ «Исламское государство» вербует наемников и в российских городах.Что делает человек, оказавшийся на чужбине без денег, крова и вне закона? Идет в мечеть, рядом с которой его нередко встречают некие «отзывчивые люди». Разговорят, выслушают, расскажут про «благое» и при этом высокодоходное дело джихада, подскажут, как завербоваться за деньги убивать своих же братьев мусульман... Наемники ИГ – смертники, они уже никогда не вернутся на родину, а если и вернутся, то уже готовыми террористами. Но они этого не понимают, верят обещаниям счастливой жизни в халифате.
Надо максимально помогать мигрантам, попавшим в трудную ситуацию, – этим можно спасти людей, не дав им сделать роковой шаг.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5534) от 01.09.2015.


Комментарии