«Личная книжка»

Среди экспонатов выставки «Ленинград в ожидании победы» в историко-мемориальном музее «Смольный» – маленькая брошюрка, умещающаяся в нагрудном кармане. Надпись на ней гласит: «Личная книжка участника восстановления городского хозяйства». Рядом – шестизначный номер. Такой документ получали все жители после освобождения Ленинграда от блокады, трудившиеся над его восстановлением.

«Личная книжка»  | Исследователи нередко называют «личную книжку» ключевым документом ленинградских послевоенных лет.<br>Из коллекции Олега Алексеева.

Исследователи нередко называют «личную книжку» ключевым документом ленинградских послевоенных лет.
Из коллекции Олега Алексеева.

Застрельщиками движения стали рабочие Кировского завода, которые 10 апреля 1944 года обратились к коллективу предприятия с призывом отработать по 20 часов в месяц на восстановлении цехов, участков и жилого фонда. После этого по городу прокатилась волна собраний и митингов, на которых рабочие, служащие, студенты вузов брали на себя обязательства отработать определенное количество часов в месяц на восстановлении Ленинграда – помимо своей обычной работы. Власти поддержали этот почин в том числе и потому, что силами одних только строительных организаций выполнить огромную восстановительную программу 1944 года было невозможно.

Тогда и появились «Личные книжки» – их выдавали по решению Ленгорисполкома. В них указывались норма часов в неделю, которые житель должен отработать на восстановительных работах, и факт ее выполнения, подкрепленный печатью соответственного учреждения. К примеру, студентам полагалось отработать десять часов в месяц, хотя по собственному желанию они трудились намного больше.

Это был настоящий всеобщий народный порыв. «Наблюдаю разборку руин на Невском, у площади Восстания, – записывал 16 июля 1944 года в своем дневнике журналист Павел Лукницкий. – На полторы сотни работающих женщин и девушек всего два-три юноши».

На предприятиях, в учреждениях, вузах, но прежде всего при строительных организациях открылись школы и кружки вторых профессий. Работники Московского и Финляндского вокзалов коллективно выходили на работу в выходные, чтобы разобрать устроенные во время блокады амбразуры, отремонтировать вестибюли и залы ожидания, очистить от мусора пути. В каждом районе была организована «народная стройка». Горожане обустраивали новые площади, прокладывали улицы, разбивали сады и парки.

– Никаких денег за эти работы не выплачивалось, – отмечает кандидат социологических наук Алексей Волков. – Общественные работы были закончены в 1946 году, когда город был практически полностью приведен в порядок. А спустя десять лет эти «личные книжки» стали основанием для награждения их обладателей медалями в честь 250-летия Ленинграда, отмечавшегося в 1957 году. Грубо говоря, в обмен на сданную личную книжку выдавали медаль. Именно поэтому таких документов сохранилось мало: в частных коллекциях их можно встретить очень редко. Так что для многих ленинградцев эти медали были не только памятью о юбилее, но и наградой за труд по восстановлению города после войны.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5584) от 11.11.2015.


Комментарии