Главная городская газета

Летать нельзя. Но можно...

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Ленобласть: выходные без большегрузов

Движение грузовиков будет ограничено на 23 дорогах 78 региона, где поток автомобилей наиболее интенсивен. Читать полностью

В автобусах Ленобласти к оплате примут «Подорожник»

Вводить новшество планируется поэтапно, до конца текущего года. Каковы детали проекта?
Читать полностью

Гастролер в стаканчике атакует магазины Петербурга

Мороженое в Северную столицу откуда только ни везут - даже из Сибири. И надо понимать, что чем длиннее его дорога к прилавку, тем больше риска купить «неправильный» продукт. Читать полностью

«Меркурий» проследит за молоком?

«СПб ведомости» провели исследование молочного рынка и узнали что связывает штрих-код, шлагбаум и кишечную палочку. Читать полностью

Кто в должниках у ЖКХ, или развод по-петербургски

История с квитанциями, в которых числились долги по квартплате десятилетней давности, далека от завершения. Потому каждой из 418 тысяч семей, которые получили подобное извещение, стоит разобраться в вопросе и вооружиться некоторыми знаниями. Читать полностью

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью
Летать нельзя. Но можно... | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Первые дни после вступления в силу с 30 марта 2016 года федерального закона, предусматривающего обязательную государственную регистрацию беспилотников максимальной воздушной массой более 0,25 кг, свидетельствуют: ситуация снова развивается по принципу «хотели, как лучше...». А крайними оказались тысячи профессионалов и любителей, увлекающихся авиамодельным спортом.

«Это хороший урок, как нельзя принимать законы, – оценивают положение в Федерации авиамодельного спорта России. – Авторы не учли многих особенностей беспилотной сферы, создав неоправданные барьеры для развития бизнеса. Еще в большей степени пострадали авиамоделисты, для которых предусмотренные законом процедуры, безусловно, избыточны». И добавляют, что «проблема не столько в весе беспилотных аппаратов, сколько в неготовности государственных процедур для их регистрации».

Ситуация оригинальная: с одной стороны, вступивший в силу закон уже позволяет штрафовать любого человека, осуществившего несанкционированный запуск беспилотника весом больше 250 г, на сумму до 5 тыс. рублей. С другой – простой и общедоступной процедуры, позволяющей быстро пройти регистрацию, по сути дела, нет. На совещании, специально проведенном по этому поводу 30 марта в Министерстве транспорта РФ, заместитель министра Валерий Окулов на вопрос представителей «дронолетчиков»: «А что же нам делать?» – ответил: «Летайте...». Добавив, правда: «...И давайте срочно вместе готовить предложения в нормативные акты». При этом его коллеги по ведомству признали, что исполнить вступивший в силу 462-ФЗ возможности нет: проекты подзаконных актов только разрабатываются. И в лучшем случае на их принятие уйдет не менее года...

Вместе с тем мастер спорта международного класса Глеб Бабинцев, представляющий Федерацию авиамодельного спорта России, свидетельствует: авиамоделистам уже закрывают доступ к специально выделенным местам полетов. Организаторы отменяют официальные соревнования, а иностранные спортсмены отказываются от запланированных выступлений на российских этапах Кубка мира...

Что же делать авиамоделистам, а наравне с ними и всем, кто профессионально или любительски поднимает в небо беспилотники (а это квадрокоптеры, самолеты, вертолеты и т. д., управляемые по радиосвязи)? На днях группа депутатов во главе с заместителем председателя думского Комитета по транспорту Михаилом Брячаком предложили изменить максимальную взлетную массу беспилотных летающих аппаратов (БПЛА), подлежащих регистрации, с 0,25 кг до 5 кг. Обосновывая предложение, он заявил, что «должно быть не менее 5 кг, так как это позволяет осуществлять видеосъемку и создавать авиамодели в детских клубных секциях».

Действительно, по оценке Михаила Голубкова, руководителя Федерации авиамодельного спорта Петербурга, такой шаг может хотя бы отчасти исправить ситуацию. «В норму до 5 кг впишутся примерно 80% летательных аппаратов: тяжелее только копии и модели с бензиновыми двигателями, – поясняет он. – В детских авиамодельных кружках, как правило, создают аппараты весом до 2 — 3 кг. И если норму удастся изменить таким образом, подавляющая часть и любителей, и спортсменов смогут заниматься любимым делом». Правда, у противников тоже есть аргумент: ни 0,25, ни 5 кг в качестве нормы нигде не прописаны – по международным стандартам, максимальный вес авиамодели составляет до 25 кг.

Предложения по выходу из законодательного тупика уже есть: ряд общественных объединений выдвинул инициативу проведения регистрации БПЛА через профессиональную некоммерческую организацию. Подготовлена и специальная информационная система онлайн-регистрации аппаратов массой до 30 кг. Инициаторы уверены: этот подход позволит обеспечить идентификацию всех владельцев (а также их летательных аппаратов) и повысить информированность о правилах выполнения полетов. Если работу продолжить, она позволит проводить начальное обучение пилотов (операторов) с возможностью их аттестации, а затем интеграцию с базой данных Росавиации, которая обеспечит доступ государственного органа к необходимой ему информации. Валерий Окулов согласился, что сотрудничество между профессиональным сообществом и властью может быть полезным и взаимовыгодным.

Речь идет о сотнях и даже тысячах людей. В состоявшихся в конце 2015 года соревнованиях по радиоуправляемым моделям (чемпионате России и Кубке Санкт-Петербурга) приняли участие 75 экипажей (пилот плюс механик), представлявших практически всю страну. Причем специалисты знают: увлечение это весьма затратное. Стоимость моделей самолетов доходит до $3 тыс., а один только двигатель, который надо менять каждый сезон, тянет на 500 евро. Плюс личные расходы на участие в соревнованиях и риск за пару секунд потерять все деньги – модели ломаются, сталкиваются и разбиваются.

Как же выходить из положения сейчас, когда, не имея регистрации, формально летать аппаратам весом более 250 граммов уже нельзя? На этот вопрос Михаил Голубков ответил просто: «А кто проверит?». «Да, в России от некоторых соревнований уже отказываются. Но если мне обязательно надо в них поучаствовать, я могу отправиться в Белоруссию или Эстонию, – честно признается он. – При существующих правилах вряд ли кто сможет выполнить требования нового закона – это все равно что получить удостоверение на управление «Боингом». И если ситуация не изменится, на одном из наиболее интересных направлений авиамоделизма можно поставить крест».

Согласна с таким мнением и Людмила Волкова, заведующая отделом техники и информатики дворца детского творчества «У Вознесенского моста». «Мы от нововведений не пострадаем, так как у нас ребята занимаются только моделями, летающими внутри помещений, – говорит она. – А вот те дети и взрослые, кто строит модели для открытого воздуха, явно столкнутся с трудностями». Она и другие эксперты констатируют: мало того что занятие радиоуправляемым авиамоделизмом очень дорого (отчасти именно по этой причине от него и отказались в ряде учреждений системы детского технического творчества), так теперь к материальным проблемам добавились и законотворческие...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook