Лесничий – профессия романтиков

Стартовал всероссийский образовательный проект «Школьные лесничества – лесам будущего», в рамках которого педагоги и специалисты постараются оптимизировать деятельность этих учебных организаций по всей стране.

Лесничий – профессия романтиков | Источник: omsk.bezformata.ru

Источник: omsk.bezformata.ru

Инициатором проекта стал Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Его сотрудники призывают к участию клубы, кружки и школьные лесничества из всех уголков страны.

Школьные лесничества появились в советское время и смогли пережить и развал Союза, и тяжелые 1990-е годы. Но их количество заметно снизилось. Возрождение движения началось в 2000-х. При этом сегодня в каких-то регионах такие организации активно развиваются, а где-то их совсем немного. Во всей Ленинградской области, по данным областного комитета по природным ресурсам, – всего восемь... Количество, правда, зависит не от площади леса на территории области, а от числа энтузиастов среди педагогов и лесоводов. Очень активно это движение сегодня развивается во Владимирской, Рязанской, Московской и Калужской областях.

Во внеурочное время школьники сажают деревья, огораживают муравейники, развешивают кормушки для птиц, расширяют свои знания по биологии и географии – в общем, делают работу, которая под силу их возрасту.

– Ребятам всегда интереснее вырваться куда-то в лес с большой шумной компанией, чем изучать те же шишки на уроках биологии, – рассказывает куратор проекта «Школьные лесничества – лесам будущего» Владимир Захаров. – Таким образом гораздо быстрее можно узнать, как развивается лес, как ведут себя звери и птицы в разное время года. И многие из тех, кто занимался в школьных лесничествах, продолжили потом обучение в вузах лесной или биологической направленности.

Но, по словам авторов проекта, в результате реформы системы образования и управления лесами школьные лесничества лишились своей традиционной производственной базы. В связи с этим сегодня необходимо выстраивать новые схемы работы таких лесничеств – чем и будут заниматься участники проекта в течение нынешнего года.

– По новому законодательству, школьников нельзя привлекать к трудовой деятельности. При этом все говорят, что нужно заниматься воспитанием подрастающего поколения, – сетует Захаров. – И есть оговорка, что мы не можем привлекать ребят вне учебных программ. Поэтому нужно, чтобы в школы внедрялись дополнительные общеобразовательные программы лесохозяйственного или экологического направления. Основная наша сложность в том, что сегодня везде происходит оптимизация бюджетов и руководители школ жертвуют именно кружками. Где получается контакт между педагогами, руководителями школ и лесниками, там находятся эти ставки или полставки для педагога.

Авторы проекта считают: ребят надо знакомить с разными профессиями, связанными с лесами.

– Мы должны показать, что современный лесничий это не какой-то фольклорный персонаж, который мы рисуем в воображении, – продолжает Захаров. – Современный лесничий оснащен современной техникой – все ходят с GPS-навигаторами, планшетами, имеют под рукой интерактивные карты. Сегодня нужны еще и специалисты в области компьютерных технологий, рекламы, СМИ. Потому что, по статистике, пожары в наших лесах в основном возникают по вине человека, а значит, нужны специалисты, которые будут работать с людьми. И мы бы хотели, чтобы ребята смогли попробовать себя в этой роли, увлечь их этой работой, романтикой профессии.

Главная задача – создание новых школьных лесничеств или совершенствование работы уже существующих. Ребята, занятые в проекте, будут помогать сохранять и восстанавливать близлежащие леса, знакомиться со связанными с лесом профессиями и т. д. Одно из относительно новых направлений – помощь школьников в развитии экологического туризма. Им, например, вполне можно поручить создание экологических троп. Как объяснил Владимир Захаров, участникам нужно будет работать в партнерстве с лесничествами, научными организациями, муниципальными образованиями или коммерческими и некоммерческими организациями. Какими именно направлениями заниматься, каких партнеров привлекать к сотрудничеству, участники проекта должны решить сами с учетом местной специфики.

– Так мы хотим достичь двух взаимосвязанных целей: показать ребятам, что их работа в школьном лесничестве востребована, а местным сообществам – что молодежи можно доверять решение самых серьезных задач, – объяснил Захаров. – Школьники, например, нам очень помогают в восстановлении лесов, потому что сезон посадки очень короткий – 3 – 4 недели весной и порядка полутора месяцев осенью. При этом лесное хозяйство у нас прошло через серьезные сокращения – количество лесников и лесничих в разы уменьшилось еще с начала 2000-х годов...

К проекту уже присоединились более 70 коллективов из 30 субъектов Российской Федерации, и заявки продолжают поступать. Итоги первого года проекта планируется подвести в декабре. Заполнить анкету для участия можно на сайте www.ecobiocentre.ru.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (5420) от 19.03.2015.


Комментарии