Лекарственная несовместимость

Тысячи россиян, живущих с донорскими органами, со страхом ждут 2018 год. Именно к этому времени Минздрав решил полностью заменить оригинальные лекарственные препараты на копии. Многие пациенты трансплантологических центров, которые и так прошли все круги ада – многолетнюю очередь в листе ожидания, сложнейшую операцию, дорогостоящую терапию, опасаются, что после перехода на дешевые аналоги они могут и вовсе лишиться донорского органа, а значит, и жизни.

Лекарственная несовместимость | ФОТО sience-photo/shutterstock.com

ФОТО sience-photo/shutterstock.com

Как говорят врачи, сама операция по пересадке донорского органа это лишь 10 процентов успеха, остальные 90 – это правильный подбор препарата, который таким пациентам необходимо принимать пожизненно. И любое, даже незначительное, изменение в его составе может привести к непоправимым последствиям.

По словам главного трансплантолога Петербурга, заведующего лабораторией экспериментальной хирургии СПб ГМУ им. академика Павлова Дмитрия Суслова, в северной столице живут более 500 пациентов с пересаженными органами. Из них 26 детей. Для них город закупает как оригинальные препараты, так и дженерики. Однако количество первых на сегодняшний день настолько мало, что их выделяют только детям. Взрослые уже вынуждены довольствоваться копиями.

«Естественно, что после перевода на дженерики многие пациенты жаловались на ухудшение здоровья, – отметил Дмитрий Суслов. – Но для того чтобы доказать вред дженерика, нужно делать биопсию органа. А идти на эту процедуру люди боятся».

Более того, Дмитрий Суслов опасается, что скоро оригинальных препаратов не будет хватать даже детям.

А перевод их на дженерики кажется особо опасным.

«Все дженерики должны пройти тест на биоэквивалентность оригинальному препарату. Этот тест выполняется на здоровых добровольцах старше 18 лет. Мы же имеем дело с пациентами, которые младше 18 лет. Поэтому, как подействует лекарство на детский организм, перенесший пересадку органов, неизвестно», – подчеркнул Дмитрий Суслов.

Более того, врачам и пациентам непонятна позиция Минздрава в этом вопросе – ведь цены воспроизведенных и оригинальных препаратов отличаются незначительно.

«Взгляните на реестр лекарственных средств на сайте Минздрава, – сказал Дмитрий Суслов, – и вы увидите, что стоимость проверенного средства и его копии почти одинакова, а вот лечение от осложнений, которые возникают при применении не всегда доброкачественных воспроизведенных препаратов, может перекрыть в несколько раз сумму копеечной экономии».

Другие эксперты с ним согласны. Например, президент Общества фармакоэкономических исследований Павел Воробьев подсчитал, что только гемодиализ, на котором находится больной в ожидании пересадки почки, обходится в полтора миллиона рублей в год. Операция по пересадке органа стоит около 2 – 3 миллионов. Затраты на лечение после трансплантации – 500 тысяч рублей в год. И таких пациентов сотни. Поэтому, как считает специалист, цена ошибки – отторжение донорского органа из-за дженерика – в конечном счете сводит на нет и усилия врачей, и многомиллионные затраты государства.

Кстати, с проблемой замены лекарств чуть раньше столкнулись и в странах Европы. Там тоже прошли путь, когда пациентам после трансплантации выписывали рецепты по международному непатентованному наименованию, т. е. дженерики. Но очень быстро поняли, что такая бесконтрольная замена чревата проблемами. В 2011 году Европейское трансплантологическое общество (ESOT) однозначно высказалось за то, что перевод пациентов с оригинального препарата на дженерик или с одного дженерика на другой может проводиться только трансплантологом или врачом, осуществляющим проведение иммуносупрессивной терапии. При замене препарата необходимо менять все дозировки, а при назначении и выписке дженериков употреблять торговое название. Сегодня большинство европейских стран придерживаются этих рекомендаций, а пациенты с пересаженными органами имеют возможность получать один и тот же назначенный препарат пожизненно.

Наверное, как считают многие эксперты, следует менять систему госзакупок на порядок, который действует во всем мире, – программу возмещения затрат. Это когда пациент покупает лекарство, а деньги ему возвращает или страховой фонд, или государство. Тогда не возникнет и вопроса, какой медикамент закупить: подешевле или подороже. А для начала необходимо решить вопрос с перечнем, который позволит закрепить за пациентом право на конкретный препарат, тщательно подобранный врачом.


МЕЖДУ ТЕМ

Как считают специалисты, на базе одной из больниц Петербурга необходимо создать центр наблюдения за детьми, перенесшими трансплантацию органов. Сейчас они не могут получить необходимые консультации и медицинскую помощь – педиатры в поликлиниках просто не знают, что с ними делать.

Однако руководители клиник относятся к идее организовать подобный центр без энтузиазма – боятся, что начнутся жалобы, которые будут негативно сказываться на имидже учреждения. По словам заместителя главного трансплантолога Петербурга, лучше всего для создания центра подходит детская городская больница # 1.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5395) от 10.02.2015.


Комментарии