Лекарственная коммерция
Ожидая приема врача в районной поликлинике, я обратил внимание на стенды, висящие около входа в кабинет. Каково же было мое удивление, когда наряду с информацией о национальном проекте «Здоровье» обнаружилась коммерческая реклама мази от боли в спине: большой цветной плакат, аккуратно вставленный «под стекло». Значит, это не «самопальная» листовка, а реклама, намеренно размещенная в стенах поликлиники ее сотрудниками.
Иллюстрация pixabay.com
Походив по этажам, я обнаружил еще пять подобных стендов, а в гериатрическом отделении (где занимаются профилактикой и лечением болезней, характерных для пожилых людей) поджидал сюрприз особого рода. На специальных стойках были аккуратно разложены глянцевые буклеты с рекламой препарата, снижающего уровень холестерина в крови, а также пачки цветной восьмиполосной газеты с громкими заголовками «Водная профилактика онкологии» и даже «Жизненно необходимая информация, которую от нас скрывают». Разумеется, профилактировать рак авторы газеты предлагают бутилированной водой вполне конкретных торговых марок.
Справедливости ради отмечу, что в этой же поликлинике размещено более двадцати стендов с социальной рекламой (например, о профилактике брюшного тифа и необходимости пройти диспансеризацию). Однако наличие коммерческой рекламы в государственной организации вызывало недоумение, в связи с чем я обратился с письменной жалобой в комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга.
Ответ был наполнен ссылками на законодательные акты разных уровней, а в конце письма сказано: коммерческая реклама безрецептурных лекарств размещена в поликлинике на законных основаниях. Более того, именно благодаря этим плакатам отчасти оплачивается работа по размещению социальной рекламы, что позволяет экономить бюджетные средства.
Однако помимо законов юридических есть неписаные медицинские законы. Одна из основных причин запущенности заболеваний - это безуспешные попытки вылечить себя самостоятельно. Уж сколько раз мы слышали банальные истины «не заниматься самолечением» и «обращаться к квалифицированному специалисту», но агрессивная реклама лекарств подталкивает людей на самопостановку диагноза и огульное применение препаратов.
К тому же не секрет, что тот самый холестерин можно привести в норму вообще без лекарств (соблюдая здоровый образ жизни), а причины появления онкологических заболеваний кроются далеко не только в употреблении «неправильных» продуктов (или в необходимости пить для профилактики «правильную» воду).
Складывается парадоксальная ситуация: пропагандируем здоровый образ жизни и профилактику под контролем врачей, но оплачиваем эту деятельность доходами от коммерческой рекламы лекарств, которая косвенно побуждает людей заниматься самолечением и подменять здоровое питание и физическую активность приемом «волшебной пилюли».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (6209) от 06.06.2018.
Комментарии