Лечить нельзя болеть

Оценив промежуточные итоги модернизации, аудиторы пришли к мнению, что после сокращения в 2014 году 90 тысяч медицинских работников и реорганизации примерно 350 медучреждений по стране доступность медпомощи сократилась, объем платных медуслуг вырос почти на четверть, а главное – на 3,7% увеличилась смертность в стационарах. Об этом заявил в своем докладе на коллегии палаты аудитор Александр Филипенко.

Лечить нельзя болеть | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Койки под нож

Существовавшие годами проблемы в сфере здравоохранения, похоже, еще больше обострились. Как выяснили аудиторы Счетной палаты, в ходе оптимизации регионы активно сокращают коечный фонд, закрывая в сельских больницах специализированные отделения и переводя эти виды помощи на уровень межрайонных и областных больниц. Всего в 2014 году в мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26, а 330 потеряли свою самостоятельность, в государственных и муниципальных медорганизациях было сокращено 33 757 коек.

Напомним, что подобные действия чиновники мотивировали тем, что койки используются неэффективно: пациенты в среднем находятся на них слишком долго, поликлиники направляют в стационар не таких уж больных людей, чтобы не возиться с ними самим. Между тем, как считают эксперты, недостаточность имеющегося ныне количества коек в некоторых учреждениях видна невооруженным глазом даже случайному посетителю: в приемных покоях очереди, больные во многих случаях лежат в коридорах, персонала в бесплатных палатах не дозовешься. Все внешние признаки перегруженности налицо. Даже плановую госпитализацию больные в некоторых регионах вынуждены ждать месяцами.


Слабое звено

Представители Минздрава любят ссылаться на «цивилизованный мир», где развита амбулаторная система, стационары же – вторичны. Однако рядовой пациент хорошо знает, что именно это звено сегодня как раз самое слабое в системе здравоохранения. Читатели постоянно информируют нас о потерях: «Пошла в поликлинику, а отделение физиотерапии закрыли». «Мы остались без участкового». «Сказали, что пульмонологов в поликлинике больше не будет. Отделение закрыли. А куда же идти теперь?».

Однако, согласно информации, представленной всеми регионами Счетной палате, под оптимизацию попадают еще 952 медицинские организации, из них 472 – в 2015 году. А до конца 2018 года планируется закрыть еще 15 учреждений и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники.

Чем грозит такая реорганизация? В первую очередь повышением заболеваемости за счет недоступности квалифицированной медицинской помощи, снижения профилактики и массового самолечения, что в конечном итоге неминуемо приведет к росту смертности. «В 2014 году по сравнению с 2013 годом в 14 регионах России отмечен рост числа умерших на дому», – говорится в материалах Счетной палаты. В число этих регионов входят Москва, Московская область, Татарстан, Омская область, Чечня, Дагестан.

К тому же закрытие некоторых «неэффективных» отделений приведет к переполненности других больниц и снижению уже качества медицинских услуг. Обусловлено это будет повышением нагрузки на одного врача. Специалисты начнут быстрее «выгорать», хуже выполнять свои обязанности. В итоге, даже несмотря на повышенную зарплату, можно ожидать оттока кадров из государственных учреждений в частные.

Уже сегодня, по данным Росстата, количество медицинских работников снизилось за год на 90 тысяч человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%.


За все надо платить

Согласно результатам проверки, в России 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. «879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАП или офису врачей общей практики. При этом данный дефицит не компенсируется выездными методами. Ряд регионов с низкой плотностью населения (Омская область, Камчатский, Приморский края) вообще не имеют мобильных медбригад», – отмечается в докладе.

При этом, как подчеркнул Александр Филипенко, объем оказания платных медицинских услуг вырос на 24,2%. Проверки Счетной палаты показали множество тому примеров.

Например, в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии и Лечебно-реабилитационном центре количество платных больных в начале января этого года составляло 85% от всех пролеченных. «Анализ структуры расходов Онкологического института и Онкоцентра в 2013 – 2014 годах показал, что доля средств ОМС в бюджете этих учреждений остается низкой: в институте – не более 7%, в Онкоцентре – не более четверти всех доходов, – сообщили аудиторы. – В условиях 2015 года, когда финансирование из федерального бюджета будет сокращаться, такой низкий объем средств ОМС не позволит обеспечить покрытие основных расходов этих учреждений, что может привести к дальнейшему росту платных медуслуг и ограничению доступности медицинской помощи для населения», – предупредила Счетная палата.

Также аудиторы отмечают снижение ассигнований регионов на некоторые мероприятия федеральной программы бесплатной медицинской помощи. Так, расходы регионов на закупку медицинского оборудования сократились с 37,7 миллиарда рублей в 2014 году до 18,62 миллиарда в 2015 году.

Кроме того, выросло число отказов отправлять «скорую» из-за необоснованности вызова: с 1,16 до 1,43 миллиона. Чаще всего «скорая» не принимает вызовы в Москве: число отказов за год в столице выросло с 244,2 до 378,9 тысячи. «В условиях высокого числа умерших на дому по Москве это может свидетельствовать о значительных проблемах в организации работы этой службы», – указали аудиторы.

Раскритиковала Счетная палата и результаты в области повышения оплаты труда медикам. Было отмечено, на уровень зарплаты работника большое влияние имеет внутреннее совместительство.

«Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более», – пояснил Александр Филипенко.

В целом вердикт, который вынесен аудиторами, неутешителен – оптимизация здравоохранения не достигает заявленных целей.

В Минздраве же на все претензии Счетной палаты отвечают коротко: «Все не так плохо» – и отмечают, что в ряде регионов качество и доступность медицины повысились.

Сделает ли ведомство какие-либо выводы – сказать сложно. Простых же пациентов, по-видимому, впереди ждет закрытие клиник, госпитализация только в самых тяжелых случаях, строго ограниченное число дней пребывания на больничной койке. Нравится это или нет, но жить придется именно в этих условиях. Возврата к прежней бесплатной медицине уже не будет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 066 (5439) от 15.04.2015.


Комментарии