Главная городская газета

«Лебедь» — победитель штормов

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Глухоозерский водоотвод

Сотни квадратных метров вздыбленного грунта, глубокие котлованы, окаймленные металлическим шпунтом, забор, ограничивающий движение автотранспорта. Так выглядит ныне участок Глухоозерского шоссе... Читать полностью

Любовь незрячей Фемиды

По непонятным причинам ее удостоился опасный криминальный авторитет Читать полностью

Универсальный солдат

Почему бы наряду с отрядами юных танкистов, летчиков, десантников не быть и отрядам юных кинологов? Читать полностью

Жабы-недотроги

Бастинда и Гингема способны дать отпор любому Читать полностью

Ржавый остров у набережной

Внимание газеты к этому сооружению, «плавающему» в Неве вроде бы без всякой надобности, привлек наш читатель Владимир Аронштам. Читать полностью

Кошачья поклевка

Солнышко пригревало все сильнее; у берегов образовалось множество закраин, а кое-где даже появились промоины, что делало рыбалку весьма опасным занятием... Читать полностью
Реклама
Реклама
«Лебедь» — победитель штормов | ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

Высокие своды новенького Центрального военно-морского музея на Крюковом канале огласил дружный торжествующий вопль, сопровождавшийся звуком фанфар. Это команда шведских яхтсменов праздновала победу в только что финишировавшей офшорной гонке Nord Stream Race 2017. Широкоплечий красавец-шкипер Патрик Струэссон высоко поднял над головой главный приз регаты — великолепную серебряную чашу. На ее основании выгравированы имена победителей прошлых лет. Нынешних запечатлеть еще не успели — они финишировали лишь накануне вечером, когда все граверы уже давно спали.

25 августа, в день старта регаты в немецком Киле, наша газета сообщила об этом в статье «Гонки над газовой трубой». Ставшие уже традиционными соревнования (в этом году они проводились в пятый раз), напомним, проходят по маршруту балтийской ветки газопровода «Северный поток». Дистанция 1000 миль первоначально состояла лишь из двух этапов — на пути в Петербург была только одна остановка, что делало дистанцию суперэкстремальной. В нынешнем году этапов было четыре — регату по пути принимали Копенгаген, Стокгольм и Хельсинки. Но экстрима тем не менее хватило.

Разумеется, все участники гонки опыт борьбы за победу в волнах морей и океанов имели. В отличие от предыдущих лет, когда организаторы приглашали просто тех, кого знали лично, в этот раз на старт вышли победители национальных парусных лиг. Но... все они были поставлены перед мощным «интеллектуальным вызовом». Только что сошедшие с верфей всемирно известной финской верфи Nautor,s Swan яхты класса Club Swan 50, на которых им предстояло состязаться, практически для всех были «темной лошадкой». Осваивать их приходилось уже в море.

Специалисты — видел лично — эти суда (яхтсмены чаще говорят «лодки») обсуждают, как гурманы какое-нибудь суперизысканное блюдо. Изначально предназначенные как для комфортабельных круизов, так и для гонок, «лебеди» (так с английского переводится слово swan) стали буквально квинтэссенцией всех современных технологий и «яхтенных наук». Корпус и мачта — из сверхпрочного карбона. Перо руля — сложного, на компьютерах рассчитанного профиля, обеспечивающего оптимальную гидродинамику.

Паруса — это вообще целая песня. «Букет» разных синтетических нитей, спеченных друг с другом по специальной технологии. Красивого темно-серого цвета, на воде они смотрятся чрезвычайно эффектно, но... быстро вытягиваются. Круизерам это, понятно, все равно, а гонщикам, которым нужна максимальная скорость, такого чуда технической мысли хватает максимум на один сезон.

Надо ли говорить, что все удовольствие выливается в весьма серьезные деньги. Всего таких яхт выпущено около 20, из них большая часть сегодня — в собственности у состоятельных людей. Пять штук купил «Газпром» для опекаемого им Яхт-клуба Санкт-Петербурга. Именно эти яхты и участвовали в гонке.

Для облегчения веса, кстати, организаторы регаты решили вынести изнутри всю создающую комфорт начинку — столы, кухни и т. д. Не разрешили экипажам взять на борт и личные вещи — все они ехали по берегу на грузовике. Так что условия для жизни у гонщиков были самые суровые.

К тому же и осенняя Балтика показала все, на что она способна. Ветер — 25 узлов, волна — до 3 метров. Потоки воды буквально обрушивались на головы яхтсменов. По погодным условиям пришлось отменить три из пяти запланированных береговых гонок.

Зато скорость действительно была фантастической — в пиковые моменты превосходила 20 узлов, что для однокорпусных яхт едва ли не предел возможного. Правда, суперсовременные «лебеди» оказались весьма капризны в управлении. Выяснилось, что они приспособлены в основном для плавания на полных курсах (при ветре попутном и близком к нему). А ветер, как назло, всю 1000 миль дул в лоб. Приходилось идти в лавировку, а это значит, что весь экипаж постоянно мотался с борта на борт, зависая на релингах (ограждениях) для открена. В таком положении люди, выбившись из сил, умудрялись даже спать.

Как честно признался шкипер российской команды «Повелитель паруса — Европа» Максим Таранов, секреты управления капризной яхтой он (да и то с помощью своих иностранных коллег-соперников) постиг только на последнем этапе гонки. Благодаря чему смог к родному берегу прийти раньше всех.

Суточный переход Хельсинки — Петербург был предельно изматывающим.

— Когда после прибытия к пропускному пункту у форта «Константин» я завершил таможенные формальности и вернулся на яхту, — рассказывает Максим, — мои люди в полной отключке уже спали вповалку, буквально друг на друге...

Однако здесь, на родной земле, возникла проблема совсем непредвиденная. Оказалось, что у одного из иностранных яхтсменов виза начиналась лишь с 7 сентября. А на часах было восемь часов вечера 6-го. Идти до города яхты могли только вместе — лоцман был один на всю флотилию. И еще четыре часа яхтсмены в чем были, мокрые, потные (переодеться-то не во что!) спали в своих яхтах у причала. В забронированный для них отель попали только в пять утра.

Но на церемонии награждения все выглядели бодрячками. Победители получили трофеи из рук командора Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимира Любомирова, вице-губернатора города Владимира Кириллова и представителя компании Nord Stream Марио Нулмейера. На втором месте в общем зачете после шведов оказались финны, на третьем — немцы. Наша команда (состоявшая, кстати, из представителей Екатеринбурга), несмотря на победу на последнем этапе, в тройку не вошла. После нас — только датчане, на пути в Хельсинки сломавшие мачту и выбывшие из дальнейшей борьбы.

Важен, однако, не только спортивный результат. Вокруг той самой газовой трубы, над которой разворачивалась гонка, кипят сейчас нешуточные политические баталии...

— Мы живем в сумасшедшем мире, — заявил один из организаторов регаты, чемпион мира по парусному спорту и специалист по маркетингу компании Konzeptwerft Оливер Шволь, — и только спорт ломает все барьеры и может объединить культуры и страны. И это самый главный итог нашей регаты.

Паруса — символ народной дипломатии. И какой прекрасный, романтический символ!

В следующем году, планируют организаторы гонки, число ее участников должно значительно возрасти. Присоединиться к ним должны те самые частные владельцы новых «лебедей». Среди этих людей есть профессиональные яхтсмены. Их не пугают ни злые ветра Балтики, ни политические интриги вокруг газовой трубы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook