Ласка как таска

Енот, обезьянка, морская свинка и кролик... И в любого можно ткнуть пальцами, потискать или потянуть за хвост. Можно, если надоест, бросить на пол или ради забавы сунуть ему в рот что-нибудь совершенно несъедобное... Многие родители не обременяют себя и своих чад воскресными поездками в Зоопарк и отправляются в мини-зверинец, расположенный в торговом комплексе рядом с домом. Давайте задумаемся: правильно ли, когда дети вот так запросто общаются с животными? Послушаем, что говорят специалисты.

Ласка как таска | ФОТО сайта kuponaukstoin.ru

ФОТО сайта kuponaukstoin.ru

Валерия ЯШИНА, начальник отдела организации и контроля противоэпизоотических мероприятий управления ветеринарии Санкт-Петербурга:

– В нашем городе в последнее время появились мини-зоопарки, «контактные зоопарки», «тактильные зоопарки»... Попался даже «трогательный» зоопарк. Называются они по-разному, но суть одна – она подразумевает близкий контакт человека и животного.

В нашей службе есть такая форма работы, как выдача разрешений главного государственного ветеринарного инспектора на деятельность, связанную с содержанием животных независимо от целей такого содержания. Перед этим мы изучаем места, где она будет осуществляться, задаемся вопросом: можно ли содержать там животных с точки зрения ветеринарной безопасности? И вывод один: торгово-развлекательные центры не то место, где можно осуществлять подобную деятельность.

Там нет ветеринарно-санитарных объектов: нет дезинфекционного барьера, нет помещений для передержки, карантина, нет изолятора. А ведь животные могут болеть, и тогда изолятор требуется непременно; бывают ситуации, когда мы должны изолировать животное, потому что оно нанесло травму человеку...

Мы выявляем такие объекты. Привлекаем владельцев к административной ответственности за нарушение ветеринарного законодательства. Но, к сожалению, сейчас подобная деятельность приобрела немалый размах. Из российских регионов привозят животных, нас даже не уведомляя, размещают их без разрешения ветслужбы, мы узнаем обо всем уже «по факту».

Не стоит забывать: контакт с животным – это всегда потенциальная опасность для человека. У нас немало общих заболеваний – и гепатит, и туберкулез, и вирусные лихорадки, и прочие инфекционные болезни. А когда условия содержания не соблюдены, последствия могут быть печальными. Вот в «контактном зоопарке» на Большой Морской, 5, обезьяна укусила ребенка. По этому объекту мы сейчас работаем вместе с городской и районной прокуратурами, готовится иск в суд о прекращении его деятельности. К счастью, обезьяна оказалась здоровой. Но пока шло расследование, пока суд рассмотрит обращение прокуратуры, объект функционирует, родители приводят детей, а владельцы... Владельцы пока отделались лишь штрафом.


Александр СВЯТКОВСКИЙ, кандидат ветеринарных наук, доцент:

– Если с домашними животными ветеринарные врачи в общих чертах разобрались (им делаются вакцинации, дегельминтизация), то с дикими, особенно экзотическими, такой определенности нет. Вопрос ветсанитарии в «контактных зоопарках» стоит очень остро.

Кроме того, бросается в глаза антигуманное отношение к животным – очень тесные клетки, скудная среда обитания и ее несоответствие естественным потребностям животных; отсутствие всякой живой природы, солнца, свежего воздуха, движения...


Алексей САЗАНОВ, доктор биологических наук, профессор:

– Нахождение в «контактных зоопарках» само по себе стресс для диких животных, в которых заложен инстинкт всеми силами избегать близкой встречи с человеком. Кроме того, содержание поодиночке или в небольших группах противоестественно для социальных животных, например приматов.

К тому же в «контактных зоопарках» дети получают ложное представление о том, что за деньги можно проявлять насилие к живому существу – мять и тискать его, когда захочется. На мой взгляд, это ведет к дегуманизации общества и нравственному одичанию человека.


Динара АГЕЕВА, руководитель петербургского отделения центра защиты прав животных «ВИТА»:

– В одном из петербургских «контактных зоопарков» погиб маленький лисенок. Над ним не издевались, не относились к нему плохо, он ничем не болел. Просто дети его «заласкали», «загладили». Лисенок этой ласки не выдержал.

Зоозащитные организации города давно бьют тревогу, требуя провести проверку и закрыть «контактные зоопарки». «ВИТА», «Балтийская забота о животных», «Союз профессионалов по работе с животными», правозащитное движение «Россия без жестокости» направили свое обращение в прокуратуру Петербурга, а также поставили в известность комитет по здравоохранению о возможной опасности для здоровья граждан от предоставления такого рода услуг.

Очевидно, что давно настала пора ввести в цивилизованные рамки и содержание животных в городе, и общение с ними детей. Это является общей задачей и государственной ветслужбы, и природоохранной прокуратуры, и общественности, и самих горожан. В этом сходятся все специалисты, с которыми редакция общалась, готовя этот материал.

А пока самый простой совет всем горожанам формулирует Валерия Яшина. Не ходите в «контактные зоопарки». Не подвергайте опасности своих детей. Не поддерживайте бизнес, построенный на мучениях животных. Воспитывать ребят на общении с животными, которые непонятно, откуда взялись, непонятно, как содержатся, – это негуманно, это не для нашего города.


МЕЖДУ ТЕМ

Почти год назад в Петербург приехал с гастролями один из передвижных дельфинариев некоего ООО «Московский дельфинарий». По заявлению жителей района, рядом с домами которых расположило оно свой ангар, и зоозащитных организаций была проведена проверка деятельности этого учреждения профильными ведомствами – природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором и управлением ветеринарии. Проверка выявила целый ряд нарушений в области ветеринарного и природоохранного законодательства, связанного с содержанием животных. На основании результатов проверки решением Московского городского суда было принято решение запретить деятельность ООО «Московский дельфинарий» на территории Петербурга и наложить штрафы.

Выяснилось, что помимо угрозы распространения болезней, общих для человека и животных, фирма осуществляет свою деятельность с использованием животных, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу РФ, а именно черноморских дельфинов – афалин.

Нужно отдать должное профильным ведомствам северной столицы, говорят защитники животных, в особенности природоохранной прокуратуре, которая довела дело до суда, ведь до сих пор в других городах коммерсанты осуществляют свою деятельность совершенно безнаказанно.

А канадский волк с автостоянки в Купчине переехал на новое место жительства – в центр реабилитации диких животных «Сирин».

Более года назад в зоозащитные организации стали поступать жалобы, что на одной из автостоянок Купчина для привлечения клиентов содержат канадского волка, заключенного в небольшую клетку. Такое использование животного жестоко, представляет угрозу для окружающих и нарушает установленные ветеринарно-санитарные нормы.

Центр «ВИТА» подал заявление в прокуратуру Фрунзенского района, которая и выявила отсутствие необходимых документов на этот «аттракцион», а управление ветеринарии подтвердило незаконность такого рода мини-зоопарка.

Опекунами волка стала молодая пара, которая взяла на себя расходы по постройке вольера в центре реабилитации диких животных «Сирин». И вот новый дом принял новосела. Имя волку выбирали всем народом в социальной сети, остановились на величественном Грант.

В центре реабилитации и реинтродукции диких животных «Сирин» нашли приют многие звери: медведи, еноты, лисы, аисты, совы и другие. Некоторых животных после лечения удается возвращать в природу. Те же, кого человек приручил, навсегда лишив возможности выживать в естественной среде обитания, и жестоко эксплуатировал, вынуждены теперь жить хоть и в безопасности, но не на свободе.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5381) от 21.01.2015.


Комментарии