Квесты в темных аллеях

Самым посещаемым музеем России по итогам 2017 года вновь признан ГМЗ «Петергоф». Его гостями стали 5,3 млн человек - это на 200 тысяч больше, чем в прошлом году. 60 процентов составили российские туристы. Остальные 40 дают в основном Китай, Индия и Иран, перспективные для роста посещаемости. В праздничные летние дни (10 - 12 июня) музей-заповедник посещали по 54 тысячи человек в сутки. Об этом, подводя итоги года, сообщила журналистам Елена Кальницкая, генеральный директор «Петергофа».

Квесты в темных аллеях | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Она отметила, что Большой петергофский дворец не может принять более 7 тысяч человек в день. Директор дополняет: запрет фотографирования во дворце связан с необходимостью пропустить поток туристов по небольшим дворцовым анфиладам. Съемка задерживает людей, а музей стремится к тому, чтобы максимальное количество гостей «Петергофа» увидели не только фонтаны, но и возрожденный шедевр Растрелли.

Среди самых важных событий уходящего года Кальницкая назвала открытие новой экспозиции Музея коллекционеров в отреставрированном здании Кавалерского дома, приуроченное к 15-летию создания музея. Летом в Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме открыты залы Елизаветы Воронцовой, фаворитки Петра III. Завершена реставрация четырех мраморных скульптур - «Вакха», двух «Вакханок» и «Психеи с бабочкой» на Монплезирской аллее.

На 2018 год намечено открытие двора Петра III и летней и зимней придворных церквей в западном башенном павильоне Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Во время работ в летней церкви были найдены фрагменты первоначальной стенной росписи 1720-х годов и лепной декор с собственноручными карандашными прорисовками Антонио Ринальди.

Летом должен открыться для публики Марлинский вал - одно из любимых мест завсегдатаев Петергофа и фотографов. Завершены работы по усилению фундаментов, обновлена гидроизоляция подпорной стены, воссозданы центральная лестница и верхняя смотровая площадка.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о выставочной политике музея, Кальницкая напомнила, что «Петергоф» - это ландшафтный музей, туда приезжают для отдыха и прогулок. Поэтому музею важно делать стендовые выставки в парках. Такой стала в 2017 году выставка «Императорские чугунки», посвященная 160-летию Петергофской железной дороги.

Кстати, квесты по паркам, которые музей предлагает публике, пока не стали популярными. Еще одна проблема для прогулок - КГИОП не разрешает устанавливать современное освещение: в XVIII веке парки никак не освещались. Музей пытается найти компромиссное решение.

Важной частью деятельности музея являются выездные выставки, представление «Петергофа» в мире. В 2017 году в столице Франции была показана выставка «1717. Царь в Париже», посвященная 300-летию посольства. В Китае реализуется проект «Раритеты дома Романовых. Летняя императорская резиденция в Петергофе». Он показан в Чэнду, провинции Гуанджоу, Хэбейе, каждый раз в новом дизайне. В Ченду выставку посетили 580 тысяч человек. В 2018 году она будет показана в Пекине. На днях во Франкфурте-на-Майне откроется выставка «Гессенские принцессы в российской истории», где «Петергоф» представит 37 предметов, в том числе портрет Марии Александровны, жены Александра II.

Главным выставочным событием в Петербурге в 2018 году станет межмузейный проект в ЦВЗ «Манеж» «Век музеев», посвященный 100-летию со дня создания пригородных заповедников. Этой же теме будет посвящен традиционный ежегодный праздник открытия фонтанов.

Журналисты ожидаемо спросили Елену Кальницкую, как обстоят дела с дачей Николая II в парке «Александрия» и в усадьбе «Ропша», переданной «Петергофу». Увы, радостных новостей нет, главная причина - государство не выделяет музею денег на реставрационные работы. Видимо, полагая, что он сам неплохо зарабатывает. Дача Николая II законсервирована, готов проект приспособления под музей. Если будут средства, работы можно провести за 2 - 3 года, считает директор.

Что касается Ропши, то там надежд на госбюджет нет совсем, сейчас идет бюрократическая процедура передачи ансамбля коммерческим структурам. Она осложнена тем, что шесть зданий-памятников существуют только на бумаге. К сожалению, идея Кальницкой создать в Ропшинском дворце школу реставраторов не нашла поддержки. Она надеется, что там будет хотя бы небольшой музей об истории Ропшинской мызы и ее владельцах.

#Марлинский вал #Петергоф #квест

Комментарии