Квартирный вопрос и птичек портит

Кто не знает воробьев – этих неугомонных никогда не унывающих спутников человека. Их веселое «джив-джив, джив-джив» на исходе зимы – верный признак приближающейся весны. Казалось бы, всем хорошо известная простоватая птица. Отнюдь. Надо лишь внимательно присмотреться к воробьиной братии, и тогда можно узнать много интересного из жизни этих птиц.

Квартирный вопрос и птичек портит | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наверное, от природы воробьи достаточно драчливые птицы, но особенно ярко это проявляется в период гнездовья. И для этого есть веские причины. Во-первых, в естественных условиях самцов всегда значительно больше, чем самочек (ученые говорят, что на 150 воробьев приходится одна воробьиха), во-вторых, наиболее удобных мест для устройства гнезд не так много. Поэтому воробей для привлечения подруги должен отчаянно защищать место гнездовья от соперников. А потому ожесточенные баталии неизбежны.

Совсем другое дело после того, как забота о потомстве позади, и тогда воробьи (старые и молодые) объединяются и дальше кочуют общей стаей. Не знаю почему, но воробьи нашего поселка, долгое время устраивавшиеся на ночлег на тополе у железнодорожной платформы, вдруг перебрались на старую яблоню в углу соседнего с нашим участка. Когда они усаживаются на дерево так, что их достаточно хорошо видно, я наблюдаю за ними в бинокль. Должен сказать, что это всегда довольно любопытное зрелище...

Еще засветло стая воробьев опускается на яблоню. Сначала с громким чириканьем размещаются, как придется. Затем начинают устраиваться поудобнее. Стараются располагаться так, чтобы не дотянуться клювом до соседа, и каждый требует, чтобы все находящиеся рядом соблюдали это правило!

Казалось бы, здесь только свои хорошо знакомые птицы, но вот почему-то не все друг другу нравятся. На каждой ветке найдется неугомонный и недовольный своими соседями. Вот тут-то и начинается... С громким сердитым верещанием такие птицы пытаются избавиться от нежелательных, сидящих рядом.

Один воробей с угрозой старается отодвинуть соседа подальше. А куда тот денется, если с другой стороны сидит такой же воробей? Случалось и такое: кто-то не освобождал место, и его бесцеремонно стаскивали или сдергивали с ветки, да еще и задавали основательную трепку. Обычно обиженный отвечал тем же. Подобные ссоры продолжались до темноты. Однако как только наступала ночь, птицы сразу же успокаивались.

И еще я заметил интересную особенность... Если в холод другие птицы, для того чтобы согреться, сбиваются в кучу или сидят, тесно прижавшись друг к другу, то воробьи никогда не делают этого. Даже в лютую стужу всегда соблюдают интервал. Вот такие они индивидуалисты. Наутро это уже совсем другая компания: сплоченная, агрессивная, готовая постоять за каждого из своих.

КСТАТИ

Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую пару воробьев, американцы чуть не плакали от счастья – теперь у них все, как в Англии. Птиц так лелеяли, что через полгода они погибли от ожирения.

Тогда завезли еще с десяток пар. Для них делали домики, по нескольку на одно дерево. Говорят, что даже голоса мэрам отдавали в зависимости от их забот о воробьях.

Но когда 10 лет спустя многомиллионная армия воробьев обрушилась на фермерские поля, люди стали уничтожать тех, кем ранее восхищались. Но однажды в окрестностях Бостона вдруг необычайно размножились вредные насекомые, пожирающие все подряд. Голод казался неминуемым.

И тогда на помощь пришли воробьи. Бостонцы тут же вновь полюбили этих птичек и даже поставили им памятник в парке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5726) от 21.06.2016.


Комментарии