Курсы вождения коляски

Количество программ и мероприятий, посвященных поддержке людей с ограниченными возможностями, растет год от года. Петербург в этом плане всегда находился и находится в «передовиках». Впрочем, как отмечают и сами чиновники, до «совершенства» еще очень далеко.

Курсы вождения коляски |  ФОТО RioPaduca/shutterstock.com

ФОТО RioPaduca/shutterstock.com

Количество инвалидов уменьшилось

Статистика подтверждает: инвалидов в городе становится меньше. По сравнению с прошлым годом их число сократилось примерно на 18 тысяч. А количество освидетельствований, по оценке руководителя ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» Александра Абросимова, за девять месяцев 2015-го уменьшилось на 15%. При этом несколько выросло число отказов в установлении инвалидности. В этом году отказ получили 21% детей и 14% впервые направленных взрослых (в 2014-м, соответственно, 18% и 13%).

– Это связано не с изменениями законодательства, – пояснил Александр Абросимов. – Скорее с пониманием людей, что наличие заболевания – это не критерий, чтобы быть инвалидом.

Рост же отказов, по его мнению, связан с увеличением числа горожан, которым нужно дорогостоящее лекарственное лечение. Они обращаются в МСЭ и получают отказ, так как, по текущему законодательству, в критерии инвалидности не заложена нуждаемость в лечении.

– Это один из наиболее сложных вопросов, и он заслуживает общественного обсуждения, – отметил Александр Абросимов. – Каждый новый препарат все более эффективен, но и все более дорог.

Также, к сожалению, до сих пор не решен вопрос об упрощении процедуры освидетельствования для разработки индивидуальной программы реабилитации (ИПР) тем, кому инвалидность установлена бессрочно. Увы, пока эта проблема не сдвигается с мертвой точки. И любая возникшая потребность, например в новом техническом средстве реабилитации, принуждает инвалида повторно проходить общую и единственную предусмотренную законодательством процедуру освидетельствования. Пятая часть всех обращений в МСЭ приходится на разработку ИПР.


Каждому району –
по центру

Почти 30 тысяч инвалидов получили в нынешнем году социально-реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания населения.

Таковы данные городского комитета по социальной политике. По словам его председателя Александра Ржаненкова, система реабилитационных центров, созданная в нашем городе, не имеет аналогов в России. И ее формирование близится к завершению. 11 декабря будет открыт центр в Московском районе, и останется только дождаться открытия центров в Василеостровском и Курортном районах.

Петербург также один из немногих российских регионов, где обучаются все проживающие в домах-интернатах для детей с отклонениями в умственном развитии.

– Из 559 детей, которые ранее считались необучаемыми, 338 сегодня учатся по классно-урочной системе, а остальные – по индивидуальной программе, – рассказала начальник отдела комитета по образованию Надежда Спиридонова и отметила еще одну особенность нашего города. – У нас в отличие от многих регионов сохранена уникальная сеть из 56 коррекционных учреждений, ни одно не закрыто, все развиваются, становятся многопрофильными. 480 детских садов имеют группы компенсирующего развития, чтобы обеспечить потребности детей-инвалидов. Развитие инклюзивного образования в городе идет очень аккуратно, взвешенно, в тесном взаимодействии с родительскими организациями.

При этом уже 139 обычных массовых школ могут принимать «особых деток». Причем речь не только о создании доступной среды, но и о подготовке педагогов. Инклюзивно в обычных школах уже учатся около 900 человек. Одновременно оборудованы нужной техникой и обеспечены подготовленными педагогами 1300 мест для детей, которые могут и хотят обучаться дистанционно. Для понимания: это покрывает 97% от необходимого.


Жестче о доступности

С 1 января 2016 года в силу вступает федеральный закон # 419 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов». По мнению многих экспертов, он сможет в лучшую сторону изменить ситуацию по созданию доступной среды (хотя часть его положений по этой теме начнет действовать только с 1 июля).

– Это очень жесткий закон, который будет заставлять все учреждения и организации независимо от формы собственности обеспечивать доступность и условия для людей с ограниченными возможностями, – так оценил его Александр Ржаненков. – Вносятся изменения в 28 законодательных актов. Доступ ко всем объектам, которые будут вводиться с 1 июля 2016 года, – абсолютно всем! – теперь просто обязан будет существовать.

Впрочем, и выпускавшиеся ранее законодательные акты точно так же – «независимо от организационно-правовых форм и форм собственности» – обязывали создавать условия инвалидам. Так, ст. 15 была введена в закон # 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» еще в 1999 году. Она гласила в том числе, что «планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются». И «ответственность за уклонение от исполнения» закон предусматривал.

Поэтому все, что за минувшие семнадцать лет у нас было построено и реконструировано, теоретически уже должно быть приспособлено... Должно было бы, да не стало. Будем надеяться, что более «жесткие» формулировки нового закона в этот раз сработают.

При этом новый закон все же не решает проблему доступности в комплексе. По словам Анатолия Кириллова, руководителя инспекции общественного контроля за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, самой «больной» точкой были и остаются дома, где проживают люди с ограниченными возможностями:

– Основная сложность сейчас – и нам с ней никак не справиться – это проблема выхода инвалидов из своего жилища. Все решают собственники жилья, и никакого давления на них мы оказать не можем. Но, насколько мне известно, будут рассматриваться поправки в Жилищный кодекс. Посмотрим, что из этого выйдет.


Реабилитация + абилитация

По словам Анатолия Кириллова, огромный объем работы инспекции, в которую входят инвалиды-колясочники, уже превышает ее возможности. За последние три квартала проведено более 600 проверок, представители инспекции входят в межведомственные комиссии при каждом районе.

– Нас привлекают много и часто, но нас мало, – говорит он. – Увеличить же количество инспекторов на колясках оказывается непросто. Рассуждать «как все плохо» готовы многие, а вот работать и проверять хотят далеко не все. Увы, если сами люди предпочитают сидеть у окна и жаловаться на жизнь, никакие законы ситуацию не изменят.

– Мы город «приспосабливаем», но я заметил, что не все инвалиды готовы этим пользоваться, – рассказывает коллега Кириллова инспектор из Фрунзенского района Павел Запорожец. – Не все умеют даже элементарно эксплуатировать свою коляску. Порой кто-то жалуется на высокий бордюр, а на самом деле он невысокий, просто человек не умеет преодолевать такие преграды. Нужно не только выдавать людям ТСР, но и учить им пользоваться, как маленького ребенка учат ходить. Вообще и им, и их близким надо дать понять, что жизнь не закончилась. Надо помогать им осваивать умение двигаться, ходить по магазинам, пользоваться общественным транспортом...

Отметим, кстати, еще одно интересное новшество вышеупомянутого закона # 419: введение наравне с реабилитацией понятия «абилитация». Если первое – это «восстановление способностей», то второе определяется как «система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности». Абилитация в первую очередь позволяет существенно расширить спектр работы с инвалидами с детства. Но и «курсы вождения коляски» вполне можно рассматривать как «формирование отсутствовавшей у инвалида способности». И их, наверное, тоже пора открывать.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (5598) от 03.12.2015.


Комментарии