Курс светотерапии

8 и 9 октября в «Петроконгрессе» – научная конференция с участием зарубежных и наших гуру светодизайна (в частности, авторов световых решений для Парижа, Иерусалима и Гуанчжоу).

Но это для специалистов. А для всех в эти два вечера с 20.00 до 23.00 в Александровском парке у станции метро «Горьковская» – фестиваль световых инсталляций LumiFest. Там и покажут, что можно вытворять с помощью световых технологий.

Курс светотерапии | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Светодизайн – это не то (точнее, не только то), как одной лишь подсветкой сделать привычный город неузнаваемым, стены Эрмитажа превратить в киноэкран или что-то в этом духе. Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев (в нашем городе этот вуз – главный по Году света) пояснял в «Интерфаксе»: светодизайн – это и про то, с каким ощущением вы идете по улице в темное время суток. Одна подсветка внушит покой или радость, другая погрузит в тоску, третья спровоцирует агрессию. Эффект светового воздействия на психику изучают в том же ИТМО.

Световое представление в Александровском парке и будет не просто шоу, но и интерактивом, взаимодействием света и человека. От мастер-класса на джедайских световых мечах до спектакля, в котором актеров заменит лазер. Все это идеи людей, которые придумывали освещение Олимпийского парка в Сочи и Нового Арбата: там поработали специалисты из того же ИТМО, где есть Высшая школа светового дизайна, вобравшая в себя знания и от архитектуры с живописью, и от оптики с фотоникой, и от лазерной физики с программированием.

Петербург, полагает ректор Васильев, должен славиться не только белыми ночами: наш условный недостаток, длительный темный сезон, можно превратить в достоинство. А сам «Люмифест» мыслится как шанс для города «изменить взгляд на свое освещение», считает Наталья Быстрянцева, глава оргкомитета фестиваля, руководитель Высшей школы светодизайна ИТМО.

Это не в укор нынешнему Петербургу. Быстрянцева считает, что световые решения в центре города – образцово-показательные: «Ленсвет» толково структурировал пространства с помощью света – тактично выделил архитектурные красоты и избежал опыта Москвы, где в иных местах будто каждый день отмечают Новый год. Быстрянцева цитирует кого-то: «Свет – сильнодействующий антибиотик, который должен назначаться под строгим контролем специалиста».

Директор «Ленсвета» Сергей Мителев говорит, что – да, в центре города приходится сдерживаться: попугайский Дворцовый мост нам негож, мы консервативны, нам бы поспокойнее – белого, теплого желтого. Но в нецентральных районах, считает Мителев, свободы больше. Там и с цветом можно поиграть, и со светом динамичным. Едва ли не каждая детская площадка (их в городе четыре тысячи) – возможность светодизайнеру самовыразиться; правда, еще нужно умудриться подвести электропитание – проектанты игровых площадок об этом, как правило, не думали. Или освещение вашего двора. Или пешеходные переходы: надо выставить свет так, чтобы он не слепил водителя, а выделял фигуру человека. «Можно сделать эффектно и недорого», – уверен Сергей Мителев.

И «Люмифест», и научная конференция должны стать ежегодными. И они опять же не про то, что «надо больше света». В словах «световая культура» ключевое – «культура», говорит Наталья Быстрянцева. Дело не в количестве света (не зря во всех мегаполисах говорят о «световом загрязнении»), а в его качестве.

Нам, жителям городов, это важно: и ради большей безопасности в темное время, и для некоторой компенсации. Мы, горожане, многого лишены: мы не видим звезды.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.


Комментарии