Главная городская газета

Курс на север

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея, или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Курс на север | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

«К 2030 году ожидается резкая интенсификация мирового соревнования за доступ к арктическим ресурсам», - прозвучало в одном из докладов на международной конференции «Материалы и технологии для Арктики». Россия - среди главных участников этого соревнования: «К 2025 году доля материалов арктического назначения возрастет до 35 - 40% от общего объема потребления», как было сказано в другом докладе на той же конференции, организованной научно-исследовательским центром «Курчатовский институт» - ЦНИИ КМ «Прометей».

Из 38 тыс. 700 км арктического побережья на долю России приходится 26 тысяч 600 км, - отметил академик Леопольд Леонтьев, председатель научного совета по металлургии и металловедению РАН. Больше половины побережья Арктики - наше; вообще же в арктической зоне находится 18% территории России, это около 9 млн кв. км. В целом в Арктике - пятая часть нефтяных и 62% газовых ресурсов (данные в источниках несколько разнятся), крупнейшие месторождения угля, редких металлов, биологические ресурсы.

Самый короткий маршрут из Европы в Азию пролегает по российским территориальным водам Северного морского пути. Но в последнее время в мире все чаще говорят о том, что Севморпуть будто бы преобразуется в транзитную магистраль, управляемую транснационально: дескать, из-за глобального потепления освободится ото льда значительная часть проходов, соединяющих Ледовитый океан с Тихим и Атлантикой. Ответом можно считать решение Госдумы, принятое ею в конце минувшего года, - внеся изменения в Кодекс торгового мореплавания, она отдала право на перевозку углеводородов в акватории Севморпути исключительно судам под флагом РФ.

Правда, если, по оценкам одних ученых, в 2020 году Берингов пролив будет свободен ото льда до 110 дней, а в 2030-м - до 170 дней (увеличатся и сроки, когда пролив покрыт льдом лишь частично), то, по прогнозам других, к 2025 году температура, наоборот, может понизиться.

Как говорит Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт», Россия готова к любому раскладу: страна как построила в 1959 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» - так и остается единственной обладательницей атомного ледокольного флота.

В общем-то, необходимость работ в высоких широтах (как и космическая программа) и поставила когда-то перед металловедами крайне незаурядные задачи: в Арктике температуры до минус 60 по Цельсию, молодой лед соленый - значит сталь нужна высоко

прочная и коррозионно-стойкая. Как часто говорит гендиректор «Прометея» Алексей Орыщенко, «в таблице Менделеева уже не осталось химических элементов, из которых можно было бы создать спецсталь, отвечающую всем нынешним требованиям главных конструкторов». Но добавляет: «появились новые прокатные станы - и они позволяют творить чудеса».

Из разряда чудес, к примеру, сталь Х80 для газопроводов, выполненная на основе технологий наноструктурирования. При испытаниях труб из лучших зарубежных сталей трещина доходила до 66 м, а в трубе из «прометеевского» материала - всего до 4,5 м, говорит Алексей Орыщенко.

Что до ледоколов, то, как оповещает глава «Прометея», все следующие модели также будут «из абсолютно новых материалов». С 2019 года начнут входить в строй атомные ледоколы нового поколения - проекта 22220: водоизмещением 33,5 тыс. тонн, длиной 173 м. Сначала - АЛ «Арктика», в 2020 году - «Сибирь», в 2021 году - «Урал». Они способны проходить сквозь лед толщиной почти три метра.

А в 2019-м начнется строительство атомного ледокола проекта 10510 «Лидер»: длина 209 м, водоизмещение 71 тыс. тонн, проходимость льда - до 4,5 м толщиной. К 2035 году планируется построить до 10 атомных ледоколов (сейчас в строю - пять) и 26 дизельных и дизель-электрических проходимостью льда до 2 м (сейчас таких - 20, но большая часть подлежит списанию).

В подписанной в декабре 2016 года Стратегии научно-технологического развития РФ Арктика - в приоритетах.

- Арктика сегодня играет роль консолидирующего стратегического проекта, - комментирует Михаил Ковальчук. - В ней есть все: ресурсы, принципиально новая логистика, новые исследования жизни. Все это подразумевает резкий рост науки, потому что нужны новые материалы, новые транспортные средства, платформы для разведки и добычи.

По словам ученого, планируется заседание Комиссии по вопросам развития Арктики (глава - зампред правительства РФ Д. Рогозин), посвященное именно научным аспектам. «Потому что до сегодняшнего дня мы используем в основном старые советские заделы. А надо смотреть, что наука может дать сегодня прорывного»:

- Простой пример: в Арктике не поставишь большую атомную станцию - там нет крупных потребителей, только разрозненные маленькие поселки. И сети не провести: мерзлота. Значит, нужен новый подход к энергетическому обеспечению - компактные и практически не нуждающиеся в обслуживании энергетические установки.

В Курчатовском такие называют «ядерной батарейкой», или «атомной станцией малой мощности на основе прямого преобразования энергии». Привезли, поставили; дает до мегаватта электричества и до 10 мегаватт тепловой энергии; 15 - 20 лет работает, потом ее заменяют «как батарейку».

Как уже писала газета (см. номер от 22 декабря 2017 г.), в Петербурге при правительстве появится целое подразделение, координирующее работу организаций и предприятий, участвующих в арктической программе. Между тем ученые напоминают, что когда-то мы «в тяжелейшее послевоенное время реактор строили за полтора-два года, а сегодня два года обсуждаем чертежи».

- В советское время все делали быстро, была мобилизационная экономика, - говорят эксперты. - Сейчас такой тип организации невозможен, значит, нужна новая система, бизнес-модель, но не менее эффективная, чем та, что была в советское время».

До 2030-х годов - рукой подать. Живой интерес мирового сообщества к арктическим богатствам сдерживается труднодоступностью и рисками: экологи не устают напоминать, что экстремальные условия Арктики, во-первых, увеличивают вероятность аварий и, во-вторых, чрезвычайно затрудняют ликвидацию их последствий (попробуй подчистить нефтяное пятно в шторма да еще в полярную ночь).

В свою очередь власти и организации (в нашем случае российские) вносят в свои арктические программы всевозможные экологические пункты - такой, к примеру, есть и в упомянутой Стратегии научно-технологического развития РФ и в программе фундаментальных исследований президиума РАН «Арктика - научные основы новых технологий освоения, сохранения и развития».

В любом случае не стоит забывать: арктические ресурсы хоть и называют колоссальными, но той же нефти там - 90 млрд баррелей. Колоссально, конечно, но при нынешних аппетитах человечества хватит года на три.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook