Главная городская газета

Куда девался дедушкин вокзал

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Куда девался дедушкин вокзал | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Деревянные вокзалы под Петербургом оказались под угрозой сноса (а кое-где эту угрозу уже привели в действие). Часть таких зданий не используется, железнодорожникам просто ни к чему держать их на своем балансе. Другие же занимают дорогие участки земли, которые можно с большей выгодой застроить торговыми комплексами.

Еще в июле нынешнего года железнодорожниками был снесен деревянный вокзал в поселке Семрино Гатчинского района Ленинградской области. Он располагался на железнодорожной линии Санкт-Петербург - Оредеж. Это одноэтажное здание было построено в самом начале XX века в стиле модерн. В последние годы оно не использовалось. Постройка не числилась памятником архитектуры, хотя, несомненно, представляла ценность.

А в сентябре, уже в северной столице, было уничтожено деревянное здание близ станции Фарфоровский пост. Дом принадлежал РЖД и использовался когда-то как школа рабочей молодежи, а затем был превращен в жилой.

В марте минувшего года в уже расселенном к тому времени здании произошел пожар. Выгорел его верхний этаж, но постройка оставалась стоять. Железнодорожники предпочли не восстанавливать ее, а разобрать, назвав аварийной. В будущем похожая судьба может ждать и несколько соседних деревянных зданий Фарфоровского поста.

В Петербурге в последние годы события разворачивались в основном вокруг станций Сестрорецкой железнодорожной линии. Еще в 2011 году при до конца не выясненных обстоятельствах выгорел деревянный вокзал станции Новая Деревня. И одноэтажное здание, построенное после Великой Отечественной войны, было разобрано. На его месте собирались возвести торговый комплекс со встроенными кассами и залом ожидания. Напомним, подобные комплексы вместо обычных вокзалов ранее уже были построены на станциях Рыбацкое и Всеволожская. Но замысел пришлось отложить, поскольку возникли сложности с межеванием земли: город возвел рядом путепровод и под новостройку осталось слишком мало места.

Долгое время под угрозой находился деревянный вокзал станции Сестрорецк. Здание на Дубковском шоссе, 1, было построено в конце XIX века. В нем сохраняются изразцовые печи. В 2013 году стало известно, что и на его месте хотят построить торговый комплекс. С ходу реализовать проект в Сестрорецке не удалось после его широкой огласки. Значительную роль сыграло давление общественности. В итоге старинное здание взяли под охрану и подреставрировали.

Еще одна горячая точка - деревянный вокзал станции Тарховка в Курортном районе Петербурга. Формально он был построен на Приморской железной дороге в 1929 году. Но при возведении этого здания, предположительно, были использованы материалы, оставшиеся после разборки стоявшей в Лисьем Носу дореволюционной церкви Александра Невского.

Впрочем, КГИОП, изучив вопрос, брать под охрану павильон не стал. Сам по себе вокзал ничего особенного не представляет, а на храм он сегодня слишком мало похож. «Перестройка с изменением объемно-пространственной структуры и отделки привела к утрате историко-архитектурной ценности объекта, что наглядно демонстрирует сравнение исторического вида церкви и современного облика вокзала», - отмечал по этому поводу глава комитета Сергей Макаров.

Видимо, не ведая о необычной истории здания, РЖД в 2014 году объявили торги по сносу вокзала Тарховки и строительству здесь торгово-кассового комплекса. Позднее в компании заявили, что сожалеют о своем решении. Но подчеркнули, что на протяжении более десяти лет не получали ни одного предложения по использованию здания, в том числе от представителей церкви.

Реализация проекта была приостановлена до уточнения ценности вокзала. Пока наконец в марте нынешнего года не было объявлено о расторжении договора с инвестором. Железнодорожники пообещали сохранить его отдельно либо включить в состав нового комплекса по обслуживанию пассажиров.

Есть и другие деревянные здания при станциях - конкретных планов по ним пока нет, но, надо думать, они рано или поздно появятся. В нашем городе, скажем, может быть поднят вопрос по сносу деревянного здания станции Волковская (она сейчас товарная, но рассматривается проект запуска через нее городских электричек). В Ленобласти реставрации требует дореволюционный вокзал станции Мариенбург на линии Петербург - Гатчина-Балтийская.

Историк железных дорог Михаил Кончиц в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» отметил, что главная причина сноса деревянных вокзалов - денежная. Это либо нежелание платить за содержание неиспользуемого имущества, либо, наоборот, желание освоить средства на модернизацию станции. Часто РЖД могут беспрепятственно сносить ценные сооружения, поскольку они не имеют охранного статуса. Интерес общества к архитектурному наследию железных дорог только начинает просыпаться, и ценность многих построек еще не выявлена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook