Главная городская газета

Кто вдохновлял «кошачьего Рафаэля»?

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Василеостровская эпопея или строительство идет со скрипом

Смольный озвучил ряд замечаний в адрес компаний, осваивающих намыв на западе Васильевского острова. С момента начала стройки городские власти регулярно выражают недовольство процессом. Читать полностью

Автомагистраль в интересах животного мира

Что такое экодук и как он связан с миграцией лосей? Читать полностью

В Петербурге и Ленобласти оценили экологическое состояние водоемов

Специалисты проанализировали водостоки за первый квартал текущего года. Подробнее о результатах исследования - в нашем эксклюзивном материале. Читать полностью

Черное море осталось без круизов

В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера. Причину сложившейся ситуации выясняли «СПб ведомости». Читать полностью

Как меняется отопление в котельных на Саперной

Саперная улица находится в Пушкине. Несколько дней назад она стала центром важных показательных событий, характеризующих тепловую инфраструктуру города. Подробности – в нашем материале. Читать полностью

Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

В Северной столице прошел «круглый стол», посвященный требованиям к территориям будущего «Умного города». Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - огромная дистанция. Читать полностью
Кто вдохновлял «кошачьего Рафаэля»? | «Любопытство» Горацио Генри Коулдри (1832 – 1893). Этот английский живописец был известен тем, что стремился максимально точно передать эмоции животных.

«Любопытство» Горацио Генри Коулдри (1832 – 1893). Этот английский живописец был известен тем, что стремился максимально точно передать эмоции животных.

Кошки в живописи – тема с большой исторической ретроспективой. Их первые изображения в картинах художников появились в начале эпохи Возрождения. К этому времени служители церкви реабилитировали «мурлык», сняв с них упреки в пособничестве ведьмам и колдунам, длительное время угрожавшие животным жестокими расправами.

Одним из первых все еще довольно рискованно поступает Альбрехт Дюрер, изображая на своей гравюре 1504 года «Адам и Ева» толстого кота, дремлющего в райских кущах у ног героев. Существует предположение, что художник запечатлел своего собственного кота и хорошо знал характерную позу сидящего животного.

На фреске «Тайная вечеря» на стене монастыря Сан Марко во Флоренции можно увидеть кота, наблюдающего за апостолами и Христом. Это роспись художника Доменико Гирландайо, датированная 1480 годом.

Проявлял интерес к кошкам и котам Леонардо да Винчи. На зарисовках он запечатлел их в разных позах – спящими, крадущимися, дерущимися. Среди персонажей картин западноевропейских художников Яна Стена, Франса Снейдерса, Жана Батиста Шардена также есть кошки. Не забывали о них и русские художники Борис Кустодиев, Павел Федотов, Иван Крамской.

Однако до второй половины ХIХ века кошки на полотнах все же оставались второстепенными персонажами. В основном им доставались роли мелких воришек или просто статистов, заполняющих пустое пространство. И только с появлением анималистического жанра они стали играть на холстах «первую скрипку». Пионерами среди художников-анималистов были англичане, датчане и голландцы, чья живопись публике нравилась. Особенно представительницам дамского пола. Художники-анималисты становились успешными и востребованными.

Причем особо стабильный и хороший доход приносила именно «кошачья живопись». Среди живописцев даже появились удостоенные прозвища «кошачий Рафаэль» – в каждой стране он был свой. Во Франции таким художником стал ученик известного мэтра живописи Эжена Делакруа Луи – Эжен Ламбер. Он рисовал кошек большей частью в домашних условиях, уютно сидящих в красивых просторных корзиночках и мирно сосуществующих с собаками. В Швейцарии «кошачьим Рафаэлем» называли Готфрида Минда.

Самой успешной художницей, изображающей кошек, чьи картины имеются не только в частных собраниях, но и в лучших музеях Европы, считается голландка Генриетта Роннер-Книп. Первый успех художнице принесли рисунки собак в упряжках, которые таскали в столице тележки уличных торговцев. Хозяевам животных эти рисунки понравились, а их автор стала известной настолько, что к ней обратилась королева Бельгии и попросила нарисовать двух своих любимых собачек. Акварель вышла удачной, заказы художнице посыпались отовсюду, и прочное материальное положение дало возможность Генриетте в дальнейшем рисовать ее любимых кошек. Художница прожила 88 лет и скончалась в 1909 году, оставив после себя десятки картин, на которых кошки играют, проказничают, лакают молоко, воспитывают потомство, защищают своих малышей, выясняя отношения с домочадцами – мелкими тявкающими собачонками. В России очень популярны были репродукции ее картин и продававшиеся многочисленные открытки. Их можно до сих пор встретить на антикварных выставках.

Со временем, к концу ХIХ и началу ХХ века, «кошачья тема» становится самостоятельным направлением в живописи и появляется плеяда талантливых художников, успешно работающих в нем. Альфред-Артур Брюнель, Франк Пэтон, Жюль Леруа – их работы были желанными на любой художественной выставке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook