Кто вдохновлял «кошачьего Рафаэля»?

Кошки в живописи – тема с большой исторической ретроспективой. Их первые изображения в картинах художников появились в начале эпохи Возрождения. К этому времени служители церкви реабилитировали «мурлык», сняв с них упреки в пособничестве ведьмам и колдунам, длительное время угрожавшие животным жестокими расправами.

Кто вдохновлял «кошачьего Рафаэля»? | «Любопытство» Горацио Генри Коулдри (1832 – 1893). Этот английский живописец был известен тем, что стремился максимально точно передать эмоции животных.

«Любопытство» Горацио Генри Коулдри (1832 – 1893). Этот английский живописец был известен тем, что стремился максимально точно передать эмоции животных.

Одним из первых все еще довольно рискованно поступает Альбрехт Дюрер, изображая на своей гравюре 1504 года «Адам и Ева» толстого кота, дремлющего в райских кущах у ног героев. Существует предположение, что художник запечатлел своего собственного кота и хорошо знал характерную позу сидящего животного.

На фреске «Тайная вечеря» на стене монастыря Сан Марко во Флоренции можно увидеть кота, наблюдающего за апостолами и Христом. Это роспись художника Доменико Гирландайо, датированная 1480 годом.

Проявлял интерес к кошкам и котам Леонардо да Винчи. На зарисовках он запечатлел их в разных позах – спящими, крадущимися, дерущимися. Среди персонажей картин западноевропейских художников Яна Стена, Франса Снейдерса, Жана Батиста Шардена также есть кошки. Не забывали о них и русские художники Борис Кустодиев, Павел Федотов, Иван Крамской.

Однако до второй половины ХIХ века кошки на полотнах все же оставались второстепенными персонажами. В основном им доставались роли мелких воришек или просто статистов, заполняющих пустое пространство. И только с появлением анималистического жанра они стали играть на холстах «первую скрипку». Пионерами среди художников-анималистов были англичане, датчане и голландцы, чья живопись публике нравилась. Особенно представительницам дамского пола. Художники-анималисты становились успешными и востребованными.

Причем особо стабильный и хороший доход приносила именно «кошачья живопись». Среди живописцев даже появились удостоенные прозвища «кошачий Рафаэль» – в каждой стране он был свой. Во Франции таким художником стал ученик известного мэтра живописи Эжена Делакруа Луи – Эжен Ламбер. Он рисовал кошек большей частью в домашних условиях, уютно сидящих в красивых просторных корзиночках и мирно сосуществующих с собаками. В Швейцарии «кошачьим Рафаэлем» называли Готфрида Минда.

Самой успешной художницей, изображающей кошек, чьи картины имеются не только в частных собраниях, но и в лучших музеях Европы, считается голландка Генриетта Роннер-Книп. Первый успех художнице принесли рисунки собак в упряжках, которые таскали в столице тележки уличных торговцев. Хозяевам животных эти рисунки понравились, а их автор стала известной настолько, что к ней обратилась королева Бельгии и попросила нарисовать двух своих любимых собачек. Акварель вышла удачной, заказы художнице посыпались отовсюду, и прочное материальное положение дало возможность Генриетте в дальнейшем рисовать ее любимых кошек. Художница прожила 88 лет и скончалась в 1909 году, оставив после себя десятки картин, на которых кошки играют, проказничают, лакают молоко, воспитывают потомство, защищают своих малышей, выясняя отношения с домочадцами – мелкими тявкающими собачонками. В России очень популярны были репродукции ее картин и продававшиеся многочисленные открытки. Их можно до сих пор встретить на антикварных выставках.

Со временем, к концу ХIХ и началу ХХ века, «кошачья тема» становится самостоятельным направлением в живописи и появляется плеяда талантливых художников, успешно работающих в нем. Альфред-Артур Брюнель, Франк Пэтон, Жюль Леруа – их работы были желанными на любой художественной выставке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (5521) от 13.08.2015.


Комментарии