Кто шил «ледокол»? – Мы

«Говорить о том, что мы в полной мере запустили программу импортозамещения, пока не приходится». Об этом на пресс-конференции, состоявшейся в региональном центре ТАСС, заявил помощник полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Сергей Зимин. Зависимость от импорта в таких секторах экономики, как фармацевтика и медицинская промышленность, оценивается экспертами как 75%, радиоэлектроника – 85%, легкая промышленность – 80%, тяжелое и нефтегазовое машиностроение – 70%, станкостроение – 90%.

Кто шил «ледокол»? – Мы | ФОТО Дениса Медведева

ФОТО Дениса Медведева

По мнению Зимина, меры государственной поддержки ведущих секторов экономики и крупных компаний, работающих на открытом рынке, «еще недостаточно озвучены» правительством и профильными министерствами. Если в сфере ОПК такая поддержка может осуществляться напрямую, через государственный заказ, то в сферах гражданской экономики задача требует иных решений. И это не субсидирование или льготное кредитование, которые, по сути, не меняют ни структуру затрат, ни стоимость продукции.

Эксперты стратегического партнерства «Северо-Запад» сейчас готовятся представить в правительство РФ свои предложения о внедрении так называемых кластерных соглашений, или системы кооперации внутри России. Экономические расчеты, по словам Зимина, ведутся на реально строящемся объекте, который он не стал называть. Но, объясняя суть идеи, использовал сравнение с ледоколом. У этого условного ледокола помимо изготовителя конечной продукции есть 50 или более компаний-поставщиков. Всех их предлагается на эту долю продукции, предназначенную для реализации конкретного проекта, освободить от уплаты НДС, то есть на 18% ее стоимости. Инициатором такого кластерного соглашения выступает изготовитель конечной продукции.

«В итоге себестоимость «ледокола» будет ниже не на 18 процентов, а гораздо больше, продукция станет более конкурентоспособной. Создание таких экономических лакун будет способствовать притоку отечественного капитала», – уверен Зимин.

Использовать эту схему экономического стимулирования можно также в планах территориального развития, в крупных инфраструктурных проектах, таких как, например, железнодорожный долгострой «Белкомур». Этот «Заполярный Транссиб», призванный связать напрямую регионы Сибири и Урала, строится чуть ли не с 1996 года. По последним оценкам, произведенным в 2012 году, реализация проекта оценивалась в 175 млрд рублей.

«Финансовая модель этого проекта строилась на бюджетном финансировании, но бюджет сейчас платить за него не может», – отметил Зимин. При внедрении схемы кластерного соглашения, по мнению помощника полпреда, стоимость объекта, как и тариф для перевозчиков, будет ниже.

Проблема в том, что каждое из таких кластерных соглашений требует отдельного решения правительства РФ. Антимонопольный федеральный закон # 135 запрещает предоставление экономических преференций, кроме как по решению высшего исполнительного органа государства. А значит, схема подобного экономического стимулирования импортозамещения и повышения конкурентоспособности отечественной продукции подходит только для крупных проектов.

Экспертные расчеты по условному (или реальному?) ледоколу будут завершены до конца октября и после этого представлены в правительство России.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5512) от 31.07.2015.


Комментарии