Кто шагает дружно в ряд?

29 октября 2015 года можно считать датой рождения новой общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Роль ее учредителя тогда отвели Федеральному агентству по делам молодежи. По истечении полугода поразмышляем: получается ли и получится ли?

Кто шагает  дружно в ряд? |  Пройти парадом по Дворцовой площади для ленинградских пионеров было событием и честью. Надо будет постараться, чтобы новые шествия под какими-нибудь новыми знаменами не оказались обязаловкой. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пройти парадом по Дворцовой площади для ленинградских пионеров было событием и честью. Надо будет постараться, чтобы новые шествия под какими-нибудь новыми знаменами не оказались обязаловкой. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Всем ребятам пример

Вообще-то существует алгоритм принятия серьезных решений. Прежде чем выходит серьезный документ, в управленческом аппарате прорабатывается методика его применения. Она, конечно, не всегда оказывается работающей (в последнее время на всех уровнях издается большое количество небрежно написанного норматива), но алгоритм существует.

А в случае создания РДШ все сделано ровно наоборот: сначала инициатива, а потом рабочие группы специалистов по работе с молодежью усиленно размышляют, «куда ее ставить», то есть как развивать. А все потому, что инициативу создать массовую детско-юношескую организацию проявили самые крупные политики, руководители фракций ГД РФ, которые озаботились «вовлечением детей в жизнь общества» и написали на эту тему письмо президенту.

Естественно, в письме было про все хорошее. Но про то, как именно строить новую организацию, не было ни слова. Прямо как в старой истории про мышей. Мыши пришли жаловаться на свою трудную судьбу мудрому филину: мы маленькие, все нас обижают, что делать? Мудрый филин предложил им стать ежиками: те тоже маленькие, но их не обижает никто. Поблагодарили мыши мудрую птицу и собрались уходить, да вспомнили, что не знают, как им превратиться в ежиков. Ну и спросили у филина. Но оказалось, что филин – специалист только по стратегическим рекомендациям. А как их выполнить – это уже проблема самих мышей.

Понятно, что в глубине подсознания наших не слишком молодых политиков всплыл образ советской пионерии – с ее слетами, горнами, барабанами и речовками. Но можно ли в современных условиях сделать что-то похожее «по щелчку» – очень сомнительно.

Начнем с того, что даже если отбросить политическую составляющую, пионерская организация изначально создавалась не как массовая – она была элитарной. Помните: «Пионер всем ребятам пример»? Подразумевалось, что в пионеры попадают только лучшие, и вот они активно вовлекаются «в жизнь общества». Пионеры участвовали в ликвидации безграмотности, собирали колоски на полях и вообще делали много посильных, но полезных дел. Функционировала организация как сетевая структура: небольшие ячейки, объединенные общими принципами, при этом общая атрибутика, форма, ритуалы.

Массовой организация стала уже во второй половине ХХ века. И это сильно ослабило идеологическую платформу. Кстати, то, что авторы письма к президенту назвали «вовлечением в жизнь общества», реализовывалось как общественная активность, но с ростом пионерской организации «активности» на всех не хватало – поэтому в зачет шло и занятие в кружках и секциях. Тем более что вокруг пионерии строилась серьезная структура, которая обеспечивала эту активность – дома пионеров и школьников.

Таким образом к 1970-м массовая детская организация превратилась в явление, которое доктор педагогических наук Е. И. Казакова обозначила как «образовательная сеть первого поколения» (по аналогии с современными образовательными сетями, базирующимися на высоких технологиях). И допобразование, которое получали участники сети, было общественно полезным: естественнонаучные и технические кружки не только давали первичные трудовые навыки, но и во многом влияли на выбор будущей профессии; даже те ячейки, которые формально отвечали за идеологическую составляющую (школы актива и пионерские «штабы»), не только воспитывали «на вырост» штатных активистов, но готовили и к педагогической профессии. Между прочим, основной состав команды, создавшей одну из лучших школ России – петербургскую 56-ю гимназию – бывший районный пионерский штаб.

Выполнялись две важнейшие социальные функции: расширялся круг общения детей и работал социальный лифт. Можно вспомнить хотя бы наш Дворец пионеров (Аничков дворец). Сколько знаменитых артистов, писателей и важных ученых – «оттуда», в том числе нынешний премьер Д. А. Медведев, воспитанник дворцового фотокружка.

Дело молодое

Итак, чего можно ждать по результатам деятельности «рабочей группы», которая, напомним, должна выстраивать эту детскую организацию?

Самое простое – создать организацию на бумаге. Провести несколько учредительных мероприятий, показать в теленовостях и успокоиться. Надеюсь, этот номер не пройдет.

Можно попытаться расширить и сделать массовой уже существующую структуру. Например, скаутов. Но, как показал многолетний опыт, скауты с их верностью «Богу, Родине и семье» на российской почве не прижились. Правила функционирования, разработанные в веке XIX, мало привлекают детей века XXI, а кроме того, скаутинг по сути массовым быть не может – он остается идеологически элитарным.

Так что, скорее всего, придется таки начинать терпеливо выращивать новую сетевую структуру. И придумывать некую идеологию. Причем позитивную. Объединиться «ПРОТИВ» чего-то значительно легче, но это дело кратковременное, а пионеры в первую очередь были «ЗА» («за дело коммунистической партии», «за мир и дружбу во всем мире и т. д.).

Когда с идеологией разберутся, надо будет найти общие дела – маленькие, но полезные. Потом сделать так, чтобы дела перерастали в движения. Наконец, появится что-то вроде знакомой нам образовательной сети первого поколения. Но уже есть образовательные сети второго поколения – те самые, которые завязаны на высокие технологии (наиболее известны проекты «Дневник.ру», «Образование Web2.0» и klassinfo.ru), и они уже решают все необходимые «не идеологические» задачи – общение по интересам, расширение круга общения. Сделать в массовом порядке «шаг назад» не позволят сами дети. Так что светлые воспоминания о том, как в выходные дни в парках дети радостно запускали клеенные из реек и бумаги модели планеров, – это все из области «в детстве мороженое было вкуснее».

Впрочем, это не катастрофа. Можно начать с небольших ячеек, образующихся вокруг чего-то интересного с учетом какой-нибудь местной специфики, а потом это все объединить. Но вот тут, на мой взгляд, есть проблема более серьезная, чем поиски теоретических смыслов. Отсутствие кадров. Пионерская организация была встроена в систему образования, а та имела профессиональные кадры, умевшие работать с теми, кого именовали «детским активом». А без актива, без самоуправления (даже иллюзорного) никакая организация функционировать не будет. А как мы знаем, эти знания и умения практически утеряны. То есть придется все начинать сначала.

Да и это не такая беда. Меня больше тревожит то, что весь масштабный проект поручен Агентству по делам молодежи. Таким образом, «Российское движение школьников» попадает в двойное подчинение, ведь физически оно должно находиться в зоне системы образования.

Обеспечить взаимодействие двух ведомств – задача отдельная и чреватая склоками. И есть сомнения по поводу наличия у «молодежного» ведомства специалистов по работе с детьми. В этой структуре сложился определенный опыт организации проектных движений, но все они «специфические», все «дружат против кого-то»: «Хрюши против», «СтопХам». Вряд ли такой опыт потребен при работе с массовой детской организацией. И резонно предположить, что «молодежное» ведомство может для оптимизации потребовать себе в подчинение часть «образовательной» инфраструктуры – а мы все помним, как в ведение «молодежных» чиновников передавали организацию летнего отдыха детей: потом все пришлось вернуть профессионалам, т. е. в систему образования, и работники образования долго разгребали то, что наворотили «бородатые комсомольцы».

Тем не менее сама по себе идея создания массовой детской организации в новых условиях выглядит заманчивой. И крайне интересной – с профессиональной точки зрения. Сделать «красивую штучку» хоть раз в жизни – мечта нормального профессионала. Главное – проект должен быть разработан нормально, а с «юными общественниками» должны заниматься профессионалы. Вот тогда, возможно, получится «вовлечь детей в жизнь общества».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5712) от 31.05.2016.


Комментарии