Кто поплывет в круиз
Стартовавшая 5 мая с захода в «Морской фасад» лайнера MSC Musica морская круизная навигация 2016 года завершится в Петербурге 11 октября вместе с визитом судна AIDAmar. Однако и по количеству судозаходов, и по числу пассажиров лайнеров нынешний сезон окажется несколько хуже, чем предыдущий.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Оценивая перспективы начавшейся навигации, коммерческий директор «Пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад» Алексей Панфилов сообщил: в 2016 году главная круизная гавань страны намерена обслужить около 460 тыс. пассажиров и 218 судозаходов. Это на 4,6% и 2,3% меньше соответствующих показателей 2015-го, поскольку в прошлом году «Морской фасад» принял 482 тыс. человек.
Панфилов объясняет ожидаемое снижение пассажиропотока цикличностью на различных круизных направлениях, обещая уже в 2017-м 20-процентный рост числа судозаходов в Питер (до 260 единиц). Если следовать такой логике, снижение количества визитов лайнеров и падение пассажиропотока должны происходить и во всех соседних портах, так как суда движутся по давно определенным маршрутам. Однако в Хельсинки, где уже упоминавшееся судно AIDAmar по дороге из Петербурга «закроет» круизный сезон 2016-го 12 октября, напротив, ожидают роста числа круизеров (до 460 тыс. человек). И называют эту цифру новым рекордом. Финская столица, занимающая в рейтинге популярности круизных портов на Балтике лишь пятое место (на первом – Петербург), открыла сезон 9 мая, но это не помешает ей увеличить пассажиропоток и заработать на морских визитерах 28 млн евро.
По данным Всемирной ассоциации круизных компаний (CLIA), в нынешнем году будет взят очередной объемный рубеж 24 млн пассажиров. Однако в нашей стране речь идет лишь о сохранении турпотока на уровне 2015-го.
Причем число россиян, отправляющихся в морские круизы по миру, не превышает 50 тыс. человек. За время считающейся удачной навигации 2015 года из Петербурга, остающегося лидером отрасли, отправились в путешествие по морю 9,1 тыс. россиян. В то время как в странах, входящих в первую десятку «поставщиков» пассажиров, количество путешествующих по морю людей измеряется сотнями тысяч.
«За минувший год рынок морских круизов на лайнерах зарубежных компаний в России сократился, по разным оценкам, на 30 – 40%, – говорит президент «Круизной компании «Нептун» Валентин Елисеев. – Его рост начнется только вместе с подъемом экономики и, соответственно, с увеличением доходов населения». И этот, и другие эксперты уверены: желание петербуржцев путешествовать «по морям, по волнам» сдерживают падение доходов, скачущий курс валюты и экономическая нестабильность, заставляющая их откладывать средства на черный день.
В результате в первую очередь пользуется спросом то, что подешевле. «Больше всего спрашивают каюты низкой категории, которые меньше стоят», – поясняет коммерческий директор компании «Круизный дом «МК» Екатерина Илюшина.
Однако есть и позитивные новости. В 2016-м в «Морском фасаде» снова ожидают больше десятка лайнеров-новичков, среди которых будут и два парусных судна (Sea Cloud-2 и Wind Surf). А главное – гавань постепенно совершенствует и без того современную инфраструктуру, намереваясь в начале навигации 2017 года одновременно швартовать сразу два гигантских судна длиной 330 м, а также принимать пассажирские паромы, которые пока используют причалы Морского вокзала. При этом основная задача – увязать работу морского пассажирского порта с деятельностью аэропорта «Пулково», со временем превратив Петербург в точку старта и завершения круизных программ. Пока, к сожалению, она является таковой менее чем для 2 – 3% пассажиров круизов.
При этом глава круизного департамента компании «Пак групп» Михаил Фельдман полагает, что возможность посадки в Петербурге – несомненное преимущество. «Если посадка на борт лайнера происходит в российском порту, это нередко позволяет исключить авиаперелет и сделать поездку заметно дешевле», – отмечает он. А заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Римма Сачунова уверена: решить проблему превращения города на Неве в стартовую круизную площадку можно лишь в случае, если реализовать неиспользованный потенциал привлечения туристов в рамках 72-часового безвизового (пока только для круизных и паромных пассажиров) режима. С этим вполне согласны и в «Пулково», где посчитали: совместная работа в рамках «воздушно-морского» проекта привлечения гостей могла бы дать Петербургу еще один миллион туристов.
Что касается маршрутных новинок этого сезона, то их фактически не будет: из Петербурга по-прежнему в большом количестве предлагаются как круизы по Балтике, так и всегда пользующиеся спросом туры по фьордам Норвегии и вокруг Европы. В качестве хита спроса, к примеру, называют 15-дневный маршрут «Музыка фьордов и города Балтики», а среди относительно новых – комбинированные туры «Ганзейские города» и «Окно в Европу» (с выходом из Петербурга). А вот для готовых платить больше и ехать дальше есть новинка принципиального характера: одна из действующих в северной столице компаний ближе к зиме готова отправить желающих в двухнедельные безвизовые круизы из Гаваны по Карибам.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (5699) от 12.05.2016.
Комментарии