Кто командует принцессами?

До 1 февраля этого года правительство России должно определить перечень потенциальных льгот, которые могут быть предоставлены российскому круизному оператору. Инициатором процесса выступает Петербург, кровно заинтересованный в развитии морского круизного и паромного туризма.

Кто командует принцессами? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Казалось бы, с этим направлением у нас все в порядке: по итогам 2017-го «Морской фасад» поставил рекорд, приняв свыше 560 тысяч пассажиров круизных лайнеров. Однако, если к ним прибавить даже тех, кто путешествовал на паромах, в любом случае выходит не более миллиона человек в год. А ведь в целом по Балтике, по оценкам Cruise Europe, ежегодно путешествуют около 19 млн пассажиров. Только финский паромный оператор VikingLine в прошлом году перевез 6,9 млн человек, а у эстонского TallinkSiljaLine этот показатель превышает 9 миллионов. К тому же Балтику считают одним из самых перспективных регионов мира, пророча ей ежегодный прирост объемов пассажиропотока как минимум 10 - 15%.

На этом фоне наши цифры смотрятся, увы, неважно, а рост пассажиропотока «Морского фасада» 10%, намеченный на нынешний год, довольно слабый аргумент. При этом как круизные операторы, так и сами туристы считают Петербург наиболее интересным для посещения портом Балтики, поскольку ни один другой не обладает таким набором достопримечательностей и возможностей для любого отдыха.

В прошлом году международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers (PWC), выиграв соответствующий тендер, была привлечена к разработке концепции развития круизного туризма в северной столице. И, похоже, с задачей справилась. «Концепция представлена руководству Петербурга и одобрена им», - сообщил председатель профильного комитета Смольного Андрей Мушкарев.

Одной из наиболее важных составляющих развития этого направления считают создание отечественного круизного оператора. С тем, что он действительно нужен, особенно никто и не спорит. Если вспомнить историю с переходом St. PeterLine под контроль итальянского круизного оператора MobyLines, который тут же отправил паром «Принцесса Мария» в Средиземноморье и оставил на Балтике лишь «Принцессу Анастасию», то при желании он может и вовсе лишить Петербург судов такого типа. Наличие собственного, поддерживаемого государством круизного и паромного оператора позволило бы не зависеть от настроений в международной политике и гарантировать развитие отечественного бизнеса - в этом уверены многие участники традиционного форума по морскому туризму, который проходит сейчас в Петербурге.

Создание своего оператора и появление у него собственных судов может дать северной столице до 3 тысяч новых рабочих мест, дополнительные деньги в бюджет города.

По расчетам экспертов, лишь на закупку подержанных судов (а новые строить долго и дорого) и первоначальные нужды необходимо свыше 8 млрд рублей, получить которые можно только под государственные гарантии. Кроме того, надо коренным образом менять портовую тарифную политику: при ныне существующих в Петербурге ставках сделать паромный бизнес рентабельным в ближайшем будущем проблематично.

Тем не менее специалисты уверены: организовать оператора, привлечь к его управлению компетентную команду (и даже приобрести суда) возможно. Однако без решения вопроса о льготах на региональном и федеральном уровнях не получится. Сама жизнь это подтверждает: попытки организовать паромные маршруты в Петербург предпринимались уже не раз (в том числе и крупными зарубежными компаниями), но неизменно завершались фиаско.

В числе льгот, о которых идет речь в обращении губернатора Петербурга Георгия Полтавченко к президенту РФ Владимиру Путину, перечислены субсидирование лизинговых платежей через Государственную транспортно-лизинговую компанию (ГТЛК) и снижение портовых сборов на несколько десятков процентов. В том случае если государство поможет снизить размер выплат за приобретаемые суда и сделает их заходы в питерский порт менее затратными, российский оператор сможет получить преференции и успешно развивать бизнес. А в конечном итоге - окупить расходы и расширяться, поскольку налаживать круизное и паромное судоходство надо не только на Балтике, но и на Черном море. В Сочи построен отличный современный круизный порт, однако уже в течение нескольких лет он фактически простаивает: западные компании из-за санкций заходить туда боятся, а отечественного оператора и судов, способных их избежать, нет.

Мнения по поводу таких планов разные, но многие эксперты полагают, что они вполне осуществимы при выполнении все тех же условий - наличия поддержки со стороны государства и решения вопроса по портовым сборам.

#морской туризм #льготы

Комментарии