Кто гасит «Звезду»?

Вопрос читателю на засыпку: двигатель, устанавливаемый на военный корабль, – это военная техника или нет? Казалось бы, какие могут быть сомнения – это же не дверная ручка или, пардон, унитаз, а принципиальный элемент, от которого впрямую зависит боеспособность корабля. Однако то, что очевидно любому здравомыслящему человеку, неожиданно оказалось поставленным под сомнение людьми с большими звездами на погонах. И это отнюдь не праздные разговоры – данная позиция уже не первый год активно отстаивается в судах. И все для чего? Для того, чтобы защитить интересы небольшой питерской фирмы, которую, похоже, почему-то очень полюбило наше Министерство обороны.

Кто гасит «Звезду»? | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Фирма эта называется «Дизельзипсервис». Создал ее около десяти лет назад Михаил Владимирович Даниленко. До этого он три года проработал на заводе «Звезда» – это, если кто не знает, по сути, главный производитель двигателей для нашего Военно-морского флота. Михаил Владимирович, правда, работал там не главным конструктором и даже не рядовым инженером, а всего лишь сотрудником 1-го отдела, занимающегося секретным делопроизводством. Так что знал Даниленко, наверное, много интересного и, уволившись, видимо, решил применить свои знания на практике.

Созданная им фирма занялась ремонтом, установкой и обслуживанием тех самых двигателей, которые делает «Звезда». Казалось бы, какие шансы на успех имеет данный бизнес? Зачем серьезные люди в морских погонах будут обращаться за услугами в какое-то непонятное ООО, когда есть сам производитель – солидное предприятие, чья репутация безупречна и проверена десятилетиями? Какая здесь может быть конкуренция?!

Но в нашей жизни, как известно, далеко не все поддается здравому смыслу. На новоиспеченное ООО посыпались выгодные заказы. За короткое время фирма раскрутилась, встала на ноги. Злые языки, правда, объясняли секрет успеха в том числе и тем, что Даниленко широко использует дешевый труд малоквалифицированных мигрантов. К тому же для ремонта применяет детали из старых, списанных двигателей, что тоже дает ему явное конкурентное преимущество в состязании с могущественной «Звездой».

Поговаривали также, что подобная экономия потом выходит боком заказчику – отремонтированные двигатели оказываются не очень надежны. Но этого, будем говорить честно, никто не доказал. Рекламаций на продукцию «Дизельзипсервиса» не поступало, и потому работу фирмы надо признать вполне нормальной.

Маленькая неприятность, правда, случилась в октябре 2010 года. На таможенном посту «Янино» был задержан дизельный двигатель, который данная фирма отправляла в адрес Черноморского флота Украины. Лицензии на вывоз военной техники ООО не имело, и потому в отношении Даниленко было возбуждено уголовное дело по контрабанде.

По окончании следствия дело было передано во Всеволожский районный суд. В основание обвинения было положено экспертное заключение специалистов ОАО «Звезда», которые квалифицировали двигатель как М-849, предназначенный для сторожевого корабля российского проекта «Буревестник».

Однако защита обвиняемого поставила данную экспертизу под сомнение как необъективную – она, дескать, проведена конкурентом «Дизельзипсервиса». Тогда следствие назначило вторую экспертизу – на этот раз ее проводили сотрудники Военно-морской академии имени Кузнецова. И они признали двигатель гражданским!

С этим не согласилась уже сторона обвинения. Третья экспертиза, которую поручили Петербургскому государственному политехническому университету, подтвердила вывод специалистов «Звезды». Однако защита Даниленко снова заявила о необъективности экспертов – ведь несколько кафедр Политеха расположены на территории данного завода. Суд длится уже четвертый год, и адвокаты, похоже, тянут время, рассчитывая, видимо, дождаться истечения срока давности по вменяемой Даниленко статье.

Между тем статус обвиняемого не помешал ему благополучно руководить фирмой и получать военные заказы. Правда, с поста генерального директора он ушел, поставив вместо себя молодую женщину – Татьяну Викторовну Козлову, ранее к судостроению вообще и к двигателям в частности отношения не имевшую. Можем лишь предположить, что это был «зиц-председатель», беспрекословно подчиняющийся воле настоящего хозяина, который теперь занимал скромную должность исполнительного директора.

В 2013 году Министерство обороны заключило госконтракт с 13-м судоремонтным заводом Черноморского флота России на капитальный ремонт шести двигателей. Корабли, для которых они предназначались, готовились проводить патрулирование акватории в период Олимпиады в Сочи. В качестве субподрядчика для выполнения столь ответственного заказа завод выбрал ООО «Дизельзипсервис».

За эту работу фирма получила 84 миллиона рублей. Однако три из шести отремонтированных двигателей вскоре после установки на корабли вышли из строя. Было ли это следствием некачественного ремонта, строго говоря, сказать нельзя – на этот счет официальных заключений нет. Корабли просто по-тихому отбуксировали на завод, поставили в доки и отремонтировали своими силами. «Дизельзипсервису» никто претензий не предъявлял. Почему? Спросите что-нибудь полегче.

Зато возникли вопросы у сотрудников ФСБ, которые еще со времени дела по контрабанде за данной фирмой присматривали. Они и выяснили, что заниматься этим заказом ООО права не имело, так как у него не было лицензии Федеральной службы по оборонному заказу. Куда при заключении договора смотрели Минобороны и 13-й судоремонтный завод – это не обсуждается. По закону, вина за такой «косяк» лежит на самом исполнителе заказа.

В отношении Козловой возбудили уголовное дело по статье о незаконном предпринимательстве. И снова в суде – на этот раз Московского района – встал вопрос, являются ли данные двигатели военными. Когда они сходили с конвейера завода «Звезда», ни у кого сомнений не было. Когда они работали на боевых кораблях, тоже все было более чем очевидно. А вот когда дело дошло до суда, оказалось, что всего этого недостаточно – в существующих законах данный вопрос четко не прописан и требуется экспертная оценка.

Адвокат Козловой представил суду ответ на собственный запрос, направленный в Минобороны. В письме, подписанном замминистра Борисовым, черным по белому было написано, что двигатели гражданские. Следовательно, для их ремонта никакая лицензия не требуется.

Представителей обвинения, однако, такой вывод не убедил. Они нашли исполнителей данного письма, и те в режиме видеосвязи были допрошены судом. Никаких убедительных аргументов в обоснование своей позиции они привести не смогли. А вскоре за подписью замминистра пришло другое письмо: мол, произошла ошибка, двигатели все-таки военные.

Суд по, казалось бы, несложному делу длился полтора года. Прокуратура просила признать Татьяну Козлову виновной в полном объеме и приговорить к трем годам шести месяцам колонии-поселения. Защита требовала обвиняемую полностью оправдать. Сама Козлова вину в инкриминируемом ей деянии отрицала. В итоге суд все же признал ее виновной и 25 февраля приговорил к трем годам шести месяцам лишения свободы условно. При этом применил к ней амнистию и освободил от наказания. В настоящее время приговор обжалован.

За это время «Дизельзипсервис» обзавелся необходимой лицензией и теперь на полном законном основании может работать на российский Военно-морской флот. Как уж он будет получать заказы и не будут ли отремонтированные им двигатели глохнуть в море, это, как говорится, не нашего ума дело. Для этого есть люди с большими звездами на погонах.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5684) от 18.04.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны