Крысы, которым поклоняются люди

В небольшую индийскую деревеньку Дешнок случайно заехать невозможно. Мало того, что на карте ее отыскать сложно, так еще и затеряна она в пустыне. Поэтому если решитесь на встречу с полчищем длиннохвостых, то путь ваш в любом случае проляжет через крупный город Биканер. От него каждые 15 минут до нужного пункта ходит автобус. Всего 10 км проселочной дороги – и вот он, уникальный храм Карни Мата. Крыс здесь около двух десятков тысяч. И они везде: бегают под ногами и по стенам, торчат из всех дырок и даже висят у вас над головой.

Крысы, которым поклоняются люди | У серой братии отменное меню.<br>ФОТО АВТОРА

У серой братии отменное меню.
ФОТО АВТОРА

Разумеется, как у всех индуистских святынь, у храма есть свои легенды. Главная и почти официальная переносит нас в 1463 год и рассказывает о некой святой по имени Карни Мата, пасынок которой утонул в пруду (дело происходило в районе Дешнока). Она попросила бога смерти Яму воскресить мальчика, но тот отказал. Тогда разгневанная женщина поклялась, что все умершие мужчины ее касты не будут попадать к Яме, а обретут временно тела крыс. Чтобы после смерти хвостатой вновь переродиться в человека.

Есть и другая, более прозаическая и правдоподобная, версия, которая при этом не противоречит первой. Мол, крысы разоряли поля и амбары, из-за чего местные жители решили подкармливать грызунов сами и не только зерном, но и деликатесами – молоком и сладостями. Определили место – храм Карни Мата, названный так в честь уважаемой в регионе женщины, обладательницы титула Мать (земное воплощение Божественной Матери). Крысы начали ходить питаться только туда, да там и остались по сей день.

В этом регионе очень серьезно относятся к таким млекопитающим, ведь они – промежуточная стадия путешествия души из одного тела в другое. Да и сами хвостатые не против такой опеки: жизнь в чистом и светлом храме, подогреваемый пол (по ночам бывает холодно), железная сетка, защищающая от хищных птиц, круглосуточное питание. А к постоянным вспышкам туристических камер серая братия давно привыкла.

Кстати, несколько слов о питании. Чаще всего можно наблюдать такую картину: на полу стоит огромная миска, а ее края облеплены десятками крыс. В посудине молоко. Напившись, хвостатые отваливаются, уступая место следующим. Порой некоторые случайно бултыхнутся через край и ныряют в молоко. Рядом за невысоким заборчиком паренек готовит похлебку. На кухне служители жарят лепешки. И все это для полчища грызунов. Туристы тоже могут покормить священных крыс – либо купить специальные подношения (прасад), продающиеся за пределами храма, либо побаловать принесенными сладостями. Местные взирают на грызунов с улыбкой и умилением, свято веря, что даже их созерцание приносит удачу. Почему? Индусы никогда не спрашивают «почему?». Они просто верят.

При первом удобном случае разговорчивые индусы расскажут вам про «счастливую» крысу, увидеть которую вроде как не просто к удаче, а вовсе к неземному блаженству. Теоретически каба (так ее кличут в народе) должна быть идеально белая и пушистая, но по факту – цвета индийского чая (то есть с молоком). «Счастливую» долго искать не пришлось – она мирно кемарила в укромном уголке и изредка огрызалась на бесцеремонно шмыгающих по ней рядовых серых сородичей. Сама каба бегает редко, но если она пробежит по вашей ноге – это почитается за великое счастье. Ни в коем случае не наступите на нее, иначе придется подарить храму ее серебряную или золотую «версию» (в виде фигурки). Местные верят, что каба – перерожденная Карни Мата. А если есть другие «белые», то они воплощения ее близких родственников.

Крысы в храме не только живые, но и каменные. Есть даже барельеф самой Карни Маты. Хотя – вот парадокс – на входных воротах посетителей встречают два вальяжно развалившихся мраморных льва. Объясняют это тем, что теоретически львы должны охранять храм от кошек. В воротах – серебряные двери с чеканными сценами из жизни Карни, изящная резьба по камню и надписи. Интерьер храма украшен резными мраморными панелями с изображениями крыс. В алтаре – сплошь золото и немного серебра. Конечно, таким роскошным храм стал не сразу. Современный вид он приобрел уже в XX веке. А невзрачная табличка, называющая его восьмым чудом света, и вовсе была установлена в XXI.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5377) от 15.01.2015.


Комментарии