«Крупская» тоже «сбрендила»

В магазинах покупатели не могут найти конфеты «Белочка», «Мишка на севере», «Жар-птица», шоколад «Особый». Еще раньше исчезновения этих популярных брендов кондитерской фабрики имени Крупской растаял в городском воздухе сладкий запах шоколада, десятилетиями витавший над зданием предприятия на Социалистической улице...

«Крупская» тоже «сбрендила» | ФОТО maradonna 8888/shutterstock.com

ФОТО maradonna 8888/shutterstock.com

Уже с год здесь пустует длинная постройка, бывшая некогда главной производственной площадкой фабрики. Лишь на проходной горят зелеными цифрами ненужные электронные часы. Такие были на старых советских предприятиях, которые уходят в историю.

Производство шоколада в бывшей фабрике-кухне открыли в 1938 году. Новое предприятие назвали в честь Надежды Крупской, которая на тот момент была еще жива (жена и соратница Ленина по революционной борьбе скончалась в 1939-м). Впрочем, ни к кондитерскому делу, ни к Наркомпищепрому Надежда Константиновна явного отношения не имела.

Важная страница из прошлого фабрики: она не останавливала производство в годы войны и блокады, выпуская сласти на основе заменителей. Наша газета как-то уже приводила интересный факт: в 1943 году было изготовлено 3 тонны конфет «Мишка на севере».

Но пришли новые капиталистические времена. О планах по переводу фабрики из родных стен было заявлено в 2008 году. Тогда уже «Крупской» распоряжались менеджеры норвежского концерна Orkla. Коммерсанты сочли более выгодным создать на Социалистической улице общественно-деловой центр. Однако грянул кризис, и только в 2012-м фабрика начала съезжать со своего места. Производство переместилось на бывший завод «Пекарь» в деревне Разбегаево, что в Ломоносовском районе Ленинградской области (предварительно модернизированный и расширенный).

Когда это случилось, петербургский искусствовед Алексей Лепорк заметил: «Конфеты испортились, и фабрика уехала...» Впрочем, руководитель организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий с такой оценкой не согласился. По его мнению – он высказал его корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей», – продукция «Крупской» до последнего времени была востребована на рынке, причем ее предпочитали импортным аналогам.

«Общественный контроль» неоднократно делал контрольные закупки фабричной продукции, проверял шоколад и шоколадные конфеты. «Крупская», одна из немногих, выпускала продукцию в соответствии с требованиями российского ГОСТа – она не спешила переходить на собственные технические условия. «Это была одна из лучших фабрик с богатыми традициями», – считает Вишневецкий.

Летом 2014-го переезд завершился, и с тех пор здание на Социалистической пустует. Тем не менее в его судьбе произошли важные события. Один из депутатов Законодательного собрания города предложил включить в закон о корректировке Генерального плана Петербурга поправку, переводящую землю под «Крупской» в зону общественно-деловой и жилой застройки. Это, как можно заметить, совпадало с интересами Orkla. Поправка была отклонена парламентской комиссией по городскому хозяйству.

В начале этого года Orkla продала областное производство и бренд «Крупской» кондитерскому холдингу «Славянка». После этого была произведена реорганизация производства, связанная со значительными сокращениями сотрудников (число оставивших работу может составлять до 50% всего персонала). В распространенном работниками обращении говорилось, что тем, кто не хотел увольняться, предлагали переехать в Старый Оскол. Там, в Белгородской области, находится основная база «Славянки».

А недавно игроки строительного рынка сообщили о перепродаже участка на Социалистической, 21. По этой информации, Orkla уступила его группе компаний «Пионер», которая известна своим строительством жилых комплексов в Москве и Петербурге. По словам источников, предприниматели намерены использовать землю под возведение жилья. PR-менеджер группы компаний «Пионер» Таисия Константинова в ответ на запрос нашего издания сообщила, что «данную тему прокомментировать не может».

Между тем продукция фабрики Крупской в последние недели стала исчезать с прилавков Петербурга. «Крупской» нет, только одна коробка «Белочки» осталась», – сказали нашему корреспонденту в отделе продовольственных товаров Большого Гостиного двора. Там сообщили также, что новых поставок пока не планируется. Сложно, по словам покупателей, найти знакомые конфеты и на полках универсамов «Лента» и «Семья». В отделах закупок нескольких торговых фирм ссылаются на то, что не могут получить от кондитерской фабрики необходимое количество товара.

По одной из версий, «Славянка» заинтересована прежде всего в продвижении собственного товарного знака. Это подтверждает наш источник среди сотрудников «Крупской», который говорит, что пока ничто не свидетельствует о намерениях развивать это производство.

У «Крупской», впрочем, есть собственные магазины, и в них пока не испытывают проблем с поставками. По крайней мере в фирменном магазине на Невском проспекте, 107, нам рассказали, что в продаже здесь представлен весь ассортимент кондитерской продукции, которую выпускает предприятие.

Владелец «Славянки» Сергей Гусев поспешил заявить, что производство популярных конфет «Крупской» будет сохранено, хотя не исключено, что они подорожают. Перебои же с поставками объясняют несколькими факторами. Во-первых, мол, изменились условия работы с магазинами. Во-вторых, было оформлено новое юридическое лицо (петербургская фабрика вновь была выделена в отдельную компанию). И в-третьих, пришлось печатать новые этикетки с актуальной информацией о производителе.

Между тем некоторые виды кондитерских изделий под эмблемой «Крупской», в частности «Мишку на севере», делают уже не под Петербургом, а на предприятии холдинга в Ульяновске. Не останется ли от местного производителя после всех реорганизаций только этикетка с эмблемой? Лучше ли это, чем полное забвение?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (5501) от 16.07.2015.


Комментарии