Круиз как конструктор
Завершившаяся на днях в России речная круизная навигация подтвердила растущий интерес к такому виду отдыха: по предварительным оценкам, количество пассажиров лайнеров в сравнении с прошлым годом увеличилось на 15 - 20%. И есть надежда, что в следующем сезоне положительная тенденция сохранится.
ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС
Круизная навигация на реках в этом году началась 28 апреля и фактически завершилась в начале ноября, когда были выполнены заключительные рейсы сезона. По экспертным оценкам, пассажирами речных лайнеров стали около 300 тысяч человек, а навигация ознаменовалась значительным ростом спроса со стороны иностранцев: каждое третье судно перевозило гостей из-за кордона. Однако специалисты отмечают: если бы не улучшение погоды в конце лета и начале осени, сезон мог бы оказаться провальным.
«В нынешнем году в первой половине навигации погожие дни случались нечасто, поэтому короткие круизы выходного дня люди покупали менее охотно, - считает коммерческий директор круизного туроператора «ВодоходЪ» Андрей Смолин. - Однако конец лета и первые месяцы осени, оказавшиеся довольно сухими и теплыми, позволили изменить картину спроса в лучшую сторону».
В отличие от 2016-го минувшей весной из затонов вывели практически все находящиеся на ходу теплоходы. Причем из-за значительно возросшего спроса со стороны иностранцев для их обслуживания были использованы и резервы. К примеру, теплоход-лоукостер «Княжна Анастасия» отдали в распоряжение зарубежных гостей, а низкобюджетные программы россиянам предложили на лайнере «Николай Карамзин». «Если российский рынок вырос на 15%, то иностранный - как минимум на 25%, - оценивает итоги сезона заместитель генерального директора по туризму «Мостурфлота» Светлана Гончарова. - Причем заключительные рейсы теплоходов в сентябре и начале октября оказались загружены на 100%». В «Водоходе» увеличение числа зарубежных пассажиров считают практически двукратным: за навигацию только в этой компании обслужили около 30 тысяч иностранцев, большая часть из которых представляют Францию, Германию, США и Китай.
Хватает любителей такого вида отдыха и у нас. Однако «открывшаяся» Турция и рост стоимости круизов по реке повлияли на ситуацию. Тем не менее, по словам Светланы Гончаровой, несмотря на появление турецкой альтернативы и возросшие цены, в навигацию-2017 наблюдалось увеличение интереса речных круизных туристов к судам класса люкс. «Попробовав отдых высокого уровня, люди уже не хотят возвращаться пусть и к более дешевым, но менее комфортным вариантам, - полагает эксперт. - Сейчас они готовы платить не только за короткие туры по реке, но и за длительные путешествия». В качестве подтверждения специалист приводит тот факт, что на будущий сезон многие продолжительные круизы уже проданы на 50 - 60%. В то же время исполнительный директор компании «Ника» Михаил Корнышев уверен: спрос повышается в основном за счет возвращения интереса к круизам по российским рекам со стороны зарубежных туристов.
С учетом этого в сфере речных круизов в навигацию 2017 года продолжили практику динамического ценообразования (когда стоимость тура зависит от времени его приобретения и уровня спроса), а также предложили потенциальным туристам возможность самостоятельно «конструировать» поездку.
Типичный речной круизный тур - это фактически «все включено». За исключением разве что части наземных экскурсий в местах стоянки судов. Теперь же у некоторых российских круизных операторов можно приобретать составляющие поездки по собственному усмотрению. Например, вместо трехразового питания купить только завтрак-ужин. Или вообще не брать питание, решая этот вопрос самостоятельно. То же самое и с другими сервисами, включая экскурсии: можно купить их «пакетом», а если нет желания бывать на них в составе группы - вообще отказаться от такой услуги. Как считает Светлана Гончарова, это дает свободу выбора. «Туристу предлагают самому решить, какой набор услуг ему действительно необходим, - говорит она. - При желании человек может взять, к примеру, не целый обед, а только одно или два блюда». Как показала практика, у этого круизного формата есть свой покупатель.
И покупатели речных круизов, и их организаторы рассчитывают в следующем году на покорение новых рубежей. По словам предпринимателей, в рамках акции ранних продаж (а круизы зачастую покупают за полгода-год до их начала) уже заметен рост на 7 - 10%. Объясняется это тем же динамическим ценообразованием: за 6 - 8 месяцев до старта поездку можно купить на 30 - 40% дешевле. Однако в целом устроители круизов в прогнозах сдержанны и уверяют, что увеличение объемов продаж в 2018-м вряд ли превысит 10 - 15%. Одна из самых важных причин - цена: стоимость суток плавания, хотя и сохраняется на уровне 2017-го, составляет от 3 тыс. рублей. Причем на самых комфортабельных судах она легко берет планку 5 - 6 тысяч.
Например, так любимый в Петербурге круиз на Валаам (два дня/одна ночь) в 2018-м не в сезон и не в выходные предлагается по цене от 7 тыс. рублей. Чтобы отправиться в речной круиз на пять дней, надо готовить сумму от 30 тысяч, а за действительно длинный тур (от 15 дней) придется отдать свыше 60 - 70 тыс. рублей. И если в семье доход невелик и позволить себе отдыхать два раза в году она не может, выбор будет очевидным: «поедем лучше на море».
Комментарии