Кризисный магарыч

На челябинском заводе бытовых товаров – аврал. На линии производства домашних дистилляторов введена третья смена. Вызваны из отпусков постоянные работники, набраны пролетарии по срочному трудовому договору... Стоит ли медлить, если на домашние дистилляторы спрос взлетел втрое?.. Даешь «Магарыч»!

Кризисный магарыч | РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА

Самогон, самосев,
самообеспечение

На секундочку притормозим, чтобы понять – о чем, собственно говоря, спич? Домашний дистиллятор с «магарычным» названием не что иное, как... самогонный аппарат. Среди производимых заводом бытовых товаров – десяток других, нужных в быту агрегатов, но повышенный спрос обозначился именно на самогонный. Маркетинговая служба предприятия, пытаясь понять причину этого, наткнулась на, в общем-то, понятное – цитата из официального заключения: «Повышение стоимости водки в магазинах и ухудшение ее качества».

Подсчитали собственную выгоду – опять же цитата: «Обороты компании за последние месяцы, если сравнивать с предыдущим годом, выросли на 200 – 300%. При этом наблюдается рост как оптовых, так и розничных покупок». Торговля тоже потирает руки, подсчитывая свой «магарыч» от продажи дистилляторов. Говорят, что выручка «среднего» магазина от продаж выросла с 3 – 4 миллионов рублей в месяц до 5 – 6 миллионов. А оборот всего рынка составил 100 – 200 миллионов рублей.

В Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя (сокращенно – ЦИФРРА) подтверждают рост интереса россиян к самогоноварению. А в правоохранительных органах напоминают, что гнать самогон для личных целей не запрещено. Вот если некая личность занимается самогоноварением в коммерческих целях – на продажу, то это будет называться незаконным предпринимательством. С вытекающими отсюда карательными последствиями.

А что вы хотите?.. Кризис! Напои себя сам. Накорми себя сам.

Депутаты Госдумы вновь носятся с законопроектами о бесплатной раздаче земли «заслуженным либо социально незащищенным гражданам страны». Для того чтобы домики на ней построили, огородики разбили, картошку с морковкой выращивали... Интересный момент: забрать у нерадивых землевладельцев десятилетиями не используемые – заросшие, изгаженные – наделы ни на одном уровне власти никак не получается. Зато чтобы «раздать» непонятно что, искренне пожелав активно погорбатиться на огородных грядках – завсегда, пожалуйста.

Вот и премьер Дмитрий Медведев, побывавший пару недель назад в Воронежской губернии, поучил какую-то кумушку жизни. Протокольная часть визита предусматривала посещение местного супермаркета. Там он осмотрел прилавки, погуторил с продавцами, произнес слова про «большой ассортимент». И вот тут одна из покупательниц посетовала, что цены на овощи становятся запредельными. Особенно возмутили дамочку кабачки: 222 рубля за кило! В ответ на это руководитель правительства и посоветовал ей выращивать кабачки самостоятельно.

«Да запросто!» – воскликнула дамочка. Прикупив пакетик семян кабачков (12 рублей за пять семечек – не 222 рубля за кило), отъехала на свою загородную заснеженную фазенду...». Это уже – из многочисленных, но очень похожих друг на друга комментариев в социальных сетях. Премьер, понятное дело, их не услышал.


...И одно большое вымя

Кстати, в недавний кризис 2008/09 годов с грядками тоже так было. Было и раньше, лишь только экономику начинало лихорадить... Возможно, и сейчас кто-то прикупит домашнюю птицу – яйцо, потом мясо получит. Реже – обзаведется козочкой. И еще реже или почти никогда – коровой.

...Где-то в середине 1980-х на экраны кинотеатров вышел фильм «Год теленка». Основная сюжетная линия уже крепко подзабылась, а вот герой второго плана – председатель колхоза в блестящем исполнении Льва Дурова – в память врезался надолго.

На протяжении полутора часов экранного времени колхозный вожак жил своей глобальной мечтой-идеей: наступит, мол, такое время, когда от коровы не останется ни рогов, ни копыт, а будет одно большое-большое вымя. Эдакий аппарат. И потечет молоко из этого большого-большого вымени само по себе. Потому как доярками бабоньки работать не хотят, навозную жижу месить не желают.

Но не получается сделать из животного «эдакий аппарат» Молоко не самогон, для его производства нужна корова – настоящая, живая.

Настоящих коров в России в хозяйствах всех форм собственности – без малого 9 миллионов голов. Дают они в среднем 31 миллион тонн молока в год. Ежегодные приросты надоев – мизерные. Так, в 2014 году по сравнению с годом предыдущим молочко приросло всего на 0,1%. В основном за счет пяти регионов. Самые обильные молочные реки – в Башкирии (там был произведен 1 миллион 770 тыс. тонн молока), в Татарстане (1 миллион 720 тыс. тонн), в Алтайском крае (1 миллион 400 тыс. тонн), в Краснодарском крае (1 млн 295 тыс. тонн) и в Ростовской области (1 млн 79 тыс. тонн).

Подумать только: когда-то, в советские еще времена, Ленинградская область тоже выдавала «на-гора» 1 миллион тонн молока в год. Теперь – почти в два раза меньше... Да и коров здесь стало гораздо меньше, чем в те приснопамятные годы. Зато продуктивность их самая высокая в стране – от каждой в год получают в среднем по 7500 килограммов молока в год. Для сравнения: средние общероссийские надои – лишь 4962 кило.

Национальный Союз производителей молока («Союзмолоко») обнародовал топ-50 крупнейших производителей сырого молока в России. В него попали два племзавода 47-го региона, оба из Волосовского района: «Сумино» и «Рабитицы».

На каждого едока у нас приходится 260 килограммов молока и молочных продуктов в год. В Европе этот показатель составляет 370 – 380 килограммов. Кстати, трудоспособный мужчина «в расцвете сил» для поддержания этих самых сил ежемесячно, как утверждают специалисты, должен выпивать около десяти литров молока или кефира, съедать около килограмма сметаны, не меньше 200 граммов сливочного масла и как минимум килограмм творога.


Цены заморозили. На два месяца

К любопытным выводам пришли аналитики продовольственного рынка, исследовав молочные пристрастия жителей двух российских столиц. Оказывается, 54% опрошенных ими покупателей предпочитают отовариваться стерилизованным молоком с длительным сроком хранения. При этом лишь 26% потребителей знают, что главное отличие пастеризованного молока от стерилизованного заключается в температуре обработки.

Незнание одной из основных характеристик молока, которую наравне с жирностью указывают на каждом пакете, не только говорит о потребительской неграмотности, но и рождает ряд мифов. Так, 56% опрошенных назвали «лучшим и самым качественным»... стерилизованное молоко. О плохой осведомленности покупателей говорит и тот факт, что 71% респондентов убеждены, что приобретают продукцию, вообще не содержащую сухого молока. Однако, подчеркивают эксперты, почти все, что представлено сегодня на молочном рынке, по технологическим требованиям, изготавливается с добавлением сухого молока.

И вот резюме: «Современный потребитель молочной продукции не в состоянии сделать осознанный выбор при покупке».

Здесь у аналитиков, похоже, перебор... Зачем же всех под одну гребенку? Современный потребитель не такой уж, простите, лох. Он знает: чем длительнее срок хранения молочной продукции, тем меньше в ней молочной «натуральности». Синюшный оттенок молока, хоть сто раз назови его «цельным, натуральным», скажет об эрзац-происхождении: продукт, восстановленный из порошка.

Искушенный потребитель поостережется отдать предпочтение продукции крупного производителя, в совершенстве овладевшего технологией «заметать следы» – в красивую упаковку запечатывать продукт среднего качества и сомнительной пользы, сопровождая сие «вкусной» рекламой.

Но в кризисное время большинству потребителей не столько на качество приходится ориентироваться, сколько на цены. А по ценам получается так.

Молоко пастеризованное за прошлый год подорожало на 21%, стерилизованное – на 16; кисломолочные продукты – на 15%, сметана – на 17. Творог подпрыгнул в цене на 20%, сливочное масло – на 17. Твердые сыры подорожали на 21%.

За два минувших месяца наступившего года «молочка» поднялась в цене еще на 4 – 7%.

Между тем крупнейшие ритейлеры России, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), на два месяца заморозили цены на социально значимые продукты. В список «замороженных» вошли мясо, рыба, сахар, соль, подсолнечное масло, несколько видов круп, картофель, капуста, морковь, яблоки. И – молоко.

Своего рода «магарыч» потребителю от торговли.


Скидки

В гипермаркетах «Лента» – заметные скидки на мясо птицы и ряд мясных изделий. Так, охлажденная тушка цыпленка-бройлера подешевела на 23% (1 кг – 123 руб. 99 коп.); окорочок утиный – на 22% (1 кг – 289 руб. 99 коп.); фарш из индейки – на 25% (700 г – 169 руб. 99 коп.). На 17% подешевела говядина для тушения, без кости охлажденная (1 кг – 389 руб. 99 коп.) и на 19% – шашлык из свиной лопатки в маринаде (1 кг – 259 руб. 99 коп.). Там же – скидки на широкий ассортимент рыбы и морепродуктов. Форель и семга «Меридиан» – ломтики слабой соли в упаковке – стали дешевле на 30% (120 г – 189 руб. 99 коп.); мидии копченые в масле – на 33% (400 г – 139 руб. 99 коп.)

Скидки на сырную продукцию – в магазинах сети «О,Кей». Сырная тарелка «Вкусный стандарт» стала дешевле на 20% (155 г – 199 руб.); сыр «Ламбер» – на 12% (230 г – 139 руб.); сыр «Адыгейский» – на 28% (1 кг – 299 руб.). Сыр для греческого салата «Сиртаки Classik» продается по акции «2 по цене 1» (200 г – 43 руб. 95 коп.), общая скидка от прежней цены – 50%.

А сыр «Моцарелла Гальбани» реализуется по акции «3 по цене 2» (125 г – 76 руб.), общая скидка – 33%. По такой же акции продается и плавленый сыр Hochland.

В «Полушке» дешевле стали твердые сыры. Сыр «Атлетас» – на 14% (1 кг – 429 руб.); сыры «Российский» и «Голландский» в нарезке – на 4% (150 г – 99 руб. 90 коп.). Там же – скидки на ряд хлебобулочных изделий. На 17% подешевел хлеб «Затея» с солодом и изюмом (350 г – 49 руб. 90 коп.); на 10% – хлеб «Геркулес» с отрубями (500 г – 44 руб. 40 коп.); на 10% – хлеб «Деревенский» в нарезке (300 г – 43 руб. 90 коп.).

В магазинах сети «7Я Семья» – скидочные акции на полуфабрикаты и замороженную продукцию. Пельмени «Оригинальные» стали дешевле на 25% (400 г – 129 руб. 90 коп.); пельмени «Сибирские» – на 23% (1 кг – 199 руб. 90 коп.); овощная смесь для жарки «По-тайски» – на 25% (400 г – 72 руб. 90 коп.). Скидочная акция и на блинчики «Великий пост» с яблоком и брусникой/с картофелем и грибами – 25% (420 г – 66 руб. 90 коп.).

Данные из каталогов торговых сетей по состоянию на 28.02.15



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (5408) от 02.03.2015.


Комментарии