Осень в Эрмитаже встретят «Эпохой Рембрандта и Вермеера»
В первых числах сентября в Николаевском зале Зимнего дворца Эрмитаж откроет выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Она представит одно из самых известных частных собраний голландской живописи XVII века. Выставку дополнят картины из эрмитажного собрания. Их показали журналистам.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Встреча проходила в тесной для такого количества посетителей реставрационной лаборатории в Зимнем дворце. «Гидом» для журналистов по будущей выставке стала хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова.
Лейденская коллекция, названная в честь нидерландского города, где родился Рембрандт, объединяет около 250 живописных и графических работ. Американские коллекционеры супруги Каплан сумели собрать ее за последние пятнадцать лет, когда казалось, что творения гениальных художников давно поделены между крупнейшими музеями мира и частными собирателями. Год назад коллекция впервые была показана в Лувре, затем в Национальном музее в Пекине. В этом году шедевры Лейденской коллекции принимал ГМИИ им. Пушкина, а теперь показать их готовится Эрмитаж.
Посетители увидят 82 произведения голландских живописцев, в том числе 12 картин Рембрандта, работы Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, а также учеников Рембрандта — Геррита Дау, Фердинанда Бола и Говерта Флинка. В состав выставки войдут также два великолепных рисунка: «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Показ собрания американских коллекционеров в нашем городе отличается от предыдущих тем, что его дополнят восемь эрмитажных шедевров.
— У нас рабочая встреча, которая показывает рутинный процесс подготовки к выставке, — рассказывает Ирина Соколова. — С американскими коллегами мы договорились о включении в нее нескольких картин из императорского собрания Эрмитажа. Они либо представляют пару к картине в Лейденской коллекции, либо изображают тот же сюжет.
Как говорит хранитель голландской живописи, интересно представить обе коллекции в диалоге. Например, изображения пожилой женщины у камина Якоба Врела или «Торговка сельдью» Геррита Дау. Некоторые произведения образуют пары — допустим, эрмитажная картина «Разбитое яйцо» Франса ван Мириса-старшего, изображающая молодую крестьянку, вероятно, составляла пару к «Отдыхающему путнику» ван Мириса-старшего из Лейденской коллекции. Предположение подтверждается размерами работ и зеркальностью композиций.
Другие работы также имеют точки соприкосновения. Так, на одной из самых ранних картин Геррита Дау — «Старик, рассматривающий глобус» из собрания Эрмитажа — запечатлен пожилой мужчина. Этот старик-натурщик, условно называемый в литературе «отцом Рембрандта», неоднократно встречается в произведениях как самого Дау, так и других живописцев. Очевидно, эта же модель — старик в широком одеянии и маленькой теменной шапочке изображен в овальной композиции Дау «Ученый, затачивающий перо», принадлежащей Лейденской коллекции.
Как рассказал заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Виктор Коробов, картины внимательно осмотрели. Они в хорошем состоянии. Четырем потребовался минимальный уход. Пришлось удалить незначительное помутнение лака. Процесс естественный, лак стареет. Работа профилактическая, не требует серьезного вмешательства в памятник.
На выставке эрмитажные картины предстанут в золоченых «императорских» рамах. Они будут отличаться от произведений Лейденской коллекции в черном деревянном обрамлении.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (6256) от 28.08.2018 под заголовком «Крестьянке нашли пару».
Комментарии