Красавица с севера

После трех лет изучения востоковедения в российском вузе я решил закрепить языковую практику в крупных городах Китая. Моей спутницей в изучении страны была однокурсница, девушка из Южной Кореи, тоже изучающая китайский язык. Однажды она уговорила меня сходить в что-то вроде местного Korea Town.

Красавица с севера |

Korea Town
в китайском мегаполисе

Честно говоря, этот район одного из мегаполисов Поднебесной не сильно отличался от других его районов, за исключением обилия надписей на корейском, дублирующих китайские. Зато в китайском Korea Town оказалось очень много ресторанчиков с национальной кухней, фирменных магазинов корейских промышленных марок и всего другого, что любят и умеют отменно делать именно корейцы. Тут есть даже небольшой рыночек, вытянутый в линию с настолько узким проходом между прилавками, что иногда протиснуться между ними можно только боком. А Korea Мarket изобилует повседневной корейской пищей, что удобно для приехавших в Китай корейцев – им не приходится менять гастрономические привычки. Одних только видов кимчи (остро приправленные овощи) там столько, что глаза разбегаются. У некоторых продавцов фасованный товар разложен на прилавках, у кого-то такого добра стоят целые бочки высотой в рост с десятилетнего ребенка.

Но одной из главных «достопримечательностей» этого местечка является северокорейский ресторан, открытый в Китае правительством КНДР. Таких заведений в Поднебесной всего четыре, и два из них – в Пекине. Основными посетителями «коммунистических» ресторанов являются южнокорейцы и некоторые иностранцы, охочие до экзотики, в том числе россияне и американцы.


Истинно корейское

На входе в ресторан посетителей встречают девушки, одетые в наряды эпохи Чосон. Это время и все, что с ним связано, корейцы воспринимают как истинно свое. Страна на Корейском полуострове на протяжении всей истории находилась под влиянием Китая и переняла от соседа очень многое: одежду, утварь, стиль жилья и многое другое. Время династии Чосон стало своего рода расцветом: корейцы создали собственную письменность – алфавит хангыль, разработали национальный стиль постройки жилых домов и национальный костюм. Сегодня эта самобытность усиленно культивируется прежде всего в коммерческих целях и одновременно является признаком хорошего тона для «истинного корейца».

Внутри заведения нас встречают девушки-официантки, уже одетые в современную одежду и в туфельках на высоких каблуках. Меню гостям предлагается настолько обширное и изысканное, что некоторых блюд не знала даже моя южнокорейская сокурсница.


Лицо страны

За время продолжительного обеда удалось пообщаться с персоналом. Как нам разъяснили, все работники заведения прибыли из Пхеньяна, столицы КНДР. Девушки являются образцовыми учениками, они – лицо страны и всегда помнят об этом. Каждый день после работы они собираются вместе на ужин, после чего занимаются изучением китайского языка. Что касается передвижений по городу, то они не могут выходить на улицу в одиночку, как минимум – по двое. Однако спутник необязательно их начальник или куратор, это может быть и рядовой работник.

На мой вопрос, сколько времени длится их зарубежная командировка, собеседница ответила, что все они приехали сюда на три года. Эта работа не является ее собственным выбором, она попала сюда по распределению, как и все остальные, и очень сильно скучает по дому. Однако никто из них не может вернуться по собственному желанию. Причинами для досрочного возвращения могут послужить только очень большие проблемы в семье, например, смерть кого-то из родственников. Когда «командированные» вернутся, государство снова предоставит им работу, но очень возможно, что она будет кардинально отличаться от нынешней, и заранее узнать место нового трудоустройства невозможно.

При этом девушки-официантки и, соответственно, повара работают каждый день с утра до вечера на протяжении всей недели. Лишь два-три раза в месяц у них есть выходной.

Вопрос, при котором наша собеседница смутилась, был о питании сотрудников ресторана. Немного поразмыслив, она взглядом указала на то, что было у нас на столе, добавив, что примерно это они едят каждый день. Можно было бы в это поверить, если бы перед нами стояли кимчи, суп или что-то повседневное, однако наше меню состояло из весьма изысканных блюд. Трудно представить, что рядовые официанты едят это каждый день...

Наконец я решил сменить тему на более нейтральную и приятную:

– А правда, что на севере живут самые красивые девушки? – спросил я симпатичную сотрудницу заведения. (Мотив «красавицы с севера» довольно распространен в восточной классической поэзии).

На этот игривый вопрос несколько уставшая от нас собеседница ответила совершенно серьезно и без малейших колебаний:

– Да, конечно. Даже поговорка есть: «Север поставляет самых красивых девушек, юг поставляет самых красивых юношей».

Оказалось, что эту поговорку знают и также серьезно воспринимают и на юге – в Республике Корея, откуда родом моя однокурсница. У жительниц двух непримиримых Корей нашелся общий корень, не подлежащий сомнению!


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5415) от 12.03.2015.


Комментарии