Кот ученый

В Петербурге нащупывает почву московский «живой научно-популярный журнал» под названием «Кот Шредингера». Как свойственно котам, этот ступает украдкой, так что пока проще найти его в Интернете (правда, статьи там с запозданием), чем в киосках.

 Кот ученый | ФОТО Dudarev-Mikhail /shutterstock.com

ФОТО Dudarev-Mikhail /shutterstock.com

«Кот Шредингера», напомним, мысленный эксперимент австрийского физика Шредингера: кот заперт в камере с адской машиной и в силу обстоятельств, которые замучаешься объяснять, кот может быть и жив и мертв одновременно.

«Наш кот, конечно, жив, но это не отменяет его амбивалентности», – уверяли создатели журнала, презентуя его в нашем городе. Журнал, условно, для молодежи (главред, кстати, и представляется: «Гриша Тарасевич»), но только условно: на презентации была публика и зрелого возраста.

Гриша (Григорий Витальевич) говорит, есть у них гипотеза: в обществе наступил настоящий перелом – наука отчего-то стала популярной. То ли, говорит, это движение по синусоиде – от интереса к колдунам и экстрасенсам, то ли этакий эскапизм, дабы держаться подальше от политических событий.

Рубрики – «Диктатура будущего» (например, о том, как среди людей распознать андроида, или о том, какие термины нужно бы заучивать уже сегодня – допустим, «ДНК-компьютер»); «Своими руками» (там, например, есть сообщение, что в шашлыке «кислота маринада разворачивает пептидную цепь» – но объяснено это по-русски); «Технологии» (из последнего – в

Москве на биопринтере напечатали щитовидку); «Естествознание» (в частности, про найденного ископаемого шерстистого носорога Сашу); «Homo Sapiens» (из недавнего: общество постепенно превращается в общество одиночек – в Швеции уже больше 40% домохозяйств состоят из одного человека); «Герои» (в частности, беседа с Виктором Гроховским – в 2013 году журнал Nature назвал его одним из десяти, изменивших мир, он исследовал Челябинский метеорит).

Уже по названию видно, журнал не делает слишком серьезное лицо. Так, в апрельском номере не побрезговали анекдотами. Правда, такого рода: «Гелий заходит в бар и заказывает пиво. Бармен оборачивается и говорит: «Простите, мы не обслуживаем благородные газы». Гелий не реагирует». Для тех, кто не в теме, – тут же пояснение: гелий не вступает в реакцию ни с одним химическим элементом. И с чего бы ему «реагировать» на бармена?

Да, и в скором будущем «Кот Шредингера» надумал провести в Петербурге проект – публичные часовые интервью с учеными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (5475) от 09.06.2015.


Комментарии