Кормление от оборонного щита

Броня наша, конечно, крепка. И в последнее время весь мир имел возможность в этом убедиться. Всем известно и то, что на обеспечение своей безопасности наше государство тратит немалые деньги. Но всегда ли они расходуются по назначению? Оказывается, нет. Есть ушлые люди, которые в процессе выковывания оборонного щита умудряются отщипнуть немалую толику государственных средств в свой личный карман. Не так давно группа таких «героев» попала в поле зрения сотрудников питерского УФСБ.

Кормление от оборонного щита | Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Иллюстрация digitalconsumator/shutterstock.com

Есть в Петербурге довольно известное оборонное предприятие АО «Опытный завод «Интеграл». Занимается оно производством военной техники, успешно применяемой, к примеру, в той же Сирии. Выпускает продукции на миллиард рублей в год. Казалось бы, оборонный заказ - святое дело. Каждая копейка на счету. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что далеко не каждая.

До недавнего времени руководил предприятием Алексей Георгиевич Смех. Солидный человек, доктор технических наук. Правда, когда им заинтересовались чекисты, они без труда установили, что его докторский диплом (так же, как в свое время и кандидатский) выдан некими маловразумительными организациями, в научном мире совсем неизвестными. Докторскую степень он получил всего через 8 месяцев после кандидатской, а потом стал еще и академиком некоей «Академии проблем подъема экономики России» и даже получил «солидную» медаль «Звезда экономики».

А интерес к нему возник в связи с тем, что его заподозрили в создании весьма оригинальной экономической схемы, позволявшей в течение достаточно длительного времени безнаказанно присваивать государственные деньги.

Идея была проста как дважды два. Комплектующие, выпускаемые самим предприятием, надо было оформлять как приобретаемые у подрядчиков.

То есть заключить договор с какой-то липовой фирмой, «принять» у нее работу, оплатить ее, а денежки попилить.

Механизм аферы был тщательно продуман. Как выяснилось в ходе следствия, Смех создал на предприятии такую систему документооборота, при которой вся мало-мальски значимая информация замыкалась лично на него. Рабочие думали, что детали, поступающие на сборку, приходят от стороннего производителя, а на самом деле их делали буквально «за стенкой».

А как при этом «обнулить» затраты предприятия на продукцию, которую потом оформят как купленную на стороне? Да очень просто - произведенное надо, по документам, отправить в брак, а потом, по другим документам, получить от подрядчика. Таким образом, изделие в одном цеху «исчезало», а в другом вновь появлялось, но уже в новом качестве.

Финансовую сторону вопроса, по полученным данным, поначалу обеспечивала заместитель гендиректора по экономике и финансам предприятия Любовь Бабушкина. Однако в 2014 году ее место заняла гражданская жена Смеха Юлия Скачкова. Именно эти женщины переводили деньги в липовые фирмы. А оттуда через цепочку посредников Смеху приходила наличка. Разумеется, львиная ее доля оседала в его карманах, но кое-какая мелочь доставалась и остальным участникам многоходовой комбинации.

По этой схеме, как удалось установить сотрудникам УФСБ, в 2012 году без малого 9 миллионов рублей «Интеграл» перечислил некоему ООО «Ресурс» и 5,6 миллиона - ООО «Дельта», а в 2013-м 4,5 миллиона - ООО «Квазар». Во всех случаях - по договорам, подписанным их номинальными руководителями (читай - какими-то случайными подставными людьми), «неосведомленными о совершаемом преступлении». Обналиченная сумма за вычетом вознаграждения «помощникам» возвращалась к Смеху.

Осенью того же года «Интеграл» заключил договор с неким ЗАО «Авангард-Элеоника». Возглавлял его Владимир Новиков - 80-летний ученый-физик, доктор наук (с дипломом отнюдь не липовым), когда-то работавший даже с академиком Алферовым. В отличие от предыдущих «номинальных» гендиректоров он использовался не втемную, а был полностью посвящен в детали аферы.

Какая нужда заставила этого уважаемого человека пуститься в сей нечистоплотный бизнес, можно только догадываться. Но факт остается фактом: через свою фирму (которая имела юридический адрес в солидном вузе - ИТМО, а офиса не имела вовсе) он, по версии следствия, согласился прокрутить ни много ни мало 96,7 миллиона рублей, полученных за липовую поставку деталей. Удалось тогда, правда, «освоить» всего 70,1 миллиона. Но уже в 2013-м его фирма получила еще 6,1 миллиона по договору, оформленному задним числом. Новиков, как утверждают чекисты, сам отыскивал «обнальщиков», лично привозил коробки с наличкой к проходной «Интеграла» и передавал их Скачковой в салоне своего автомобиля. При этом себе всякий раз отстегивал скромные 20 тысяч. Лично к Смеху его даже не допускали, и тот его ни разу не видел.

В общей сложности таким образом генеральный директор «Интеграла» нанес государству ущерб на сумму более 95,2 миллиона рублей, что вполне тянуло на часть 4 статьи 160 УК РФ - «растрата в особо крупном размере».

Проживал Алексей Георгиевич в двухэтажном коттедже в элитном поселке Киссолово Всеволожского района. И когда в один прекрасный день июля 2015 года, выйдя на крыльцо, он увидел у себя во дворе бойцов спецназа «Град», успел только сказать: «Я все понял».

Судя по найденному в коттедже, мысль о возможном наказании за содеянное его не оставляла уже давно. Во всех углах - бумажки «против сглаза и проверок». Множество оберегов, принадлежащих разным религиям. В подвале - огромное количество икон и ящики с церковными свечами. Судя по всему, Смех и его гражданская жена были глубоко религиозными людьми и постоянно пытались отмолить у бога свои грехи.

Увы, ничего не помогло. Суд принял решение о заключении Смеха под стражу, справедливо полагая, что он может скрыться от следствия.

Поначалу Алексей Георгиевич возмущался, заявлял, что в отношении него допущена какая-то ошибка. Но когда ему предъявили многочисленные доказательства его вины (в том числе показания сотрудников его предприятия), он счел за лучшее во всем сознаться.

В конце концов Смех заключил досудебное соглашение со следствием, которое, как известно, предполагает полное раскаяние и исчерпывающие показания по всем вменяемым эпизодам. Любопытно, что, не отрицая собственный корыстный интерес, он заявил, что «черный нал» частично использовал в интересах производства. Например, на откаты для получения выгодных заказов. Или на взятки контролерам, которые заявляли, что иначе ни в какую продукцию не примут. Все эти показания в настоящее время проверяются и, возможно, станут основаниями для новых уголовных дел.

Бабушкина и Скачкова, поначалу проходившие по делу как свидетели, потом также обрели статус обвиняемых. Их, правда, арестовывать не стали, что дало возможность Скачковой по доверенности распродавать имущество Смеха в счет погашения ущерба. Из 95 миллионов, правда, удалось погасить всего 13. Дом в Киссолове, кстати, продаже не подлежал, так как числился недостроенным.

Всех троих судил Петроградский районный суд. Дела рассматривались в особом порядке (Бабушкина и Смех заключили досудебное соглашение, Скачкова написала специальное заявление). Смеху, отсидевшему в камере 11 месяцев, прокурор попросил 4 года реального срока. При этих словах подсудимому стало плохо. Судья добавил ему волнений, отложив оглашение приговора на следующее утро. А утром объявил, что приговорил Смеха к 4 годам условно. Однако, как говорят, пребывание в неволе сказалось на Алексее Георгиевиче благотворно. Он явно помолодел - сбросил 30 килограммов и сбрил усы. А главное - растерял свой гонор и начальственный апломб, которые, как утверждали его подчиненные, были его «фирменным стилем».

Скачкова и Бабушкина получили по 3 года условно с испытательным сроком, соответственно, 3 и 4 года. Скачковой присудили еще 100 тысяч штрафа, и обеим, так же как и Смеху, предъявлен гражданский иск от предприятия на возмещение ущерба. Дело Новикова, также обвиняемого в соучастии в растрате, передано в суд для решения вопроса о применении мер медицинского характера. Увы, такие стрессы для пожилого человека даром не проходят...

Фирмы, занимавшиеся «обналичкой», ликвидированы, и по их создателям проводится отдельное расследование. «Интеграл» получил нового генерального директора, и обстановка там стабилизируется. Правда, по имеющимся данным, портфель заказов предприятия уменьшился в 10 раз. То ли партнеров испугал «криминальный шлейф», то ли они действительно не хотят работать без откатов. Как бы то ни было, «Интегралу» теперь придется ковать оборонный щит в правовом поле.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (5824) от 07.11.2016.


Комментарии