Концерт для жулика с оркестром

В начале прошлого года в Петербурге появились афиши, извещающие о том, что 2 октября в концертно-спортивном комплексе «Сибур-арена» состоится прощальный концерт прославленного испанского тенора Хосе Каррераса. Событие для города уникальное, и можно было не сомневаться, что желающих послушать знаменитого певца наберется немало. Одним из них стал пожилой петербуржец Вадим Сергеевич С. Его сын - человек, как выразился наш герой, не богатый, но состоявшийся - подарил ему два билета на 7-й ряд партера. Каждый стоимостью 12 тысяч рублей. В соответствии с духом времени купил их через Интернет, используя известную каждому театралу фирму «Кассир.ру». За свои услуги она взяла еще сервисный сбор в размере 10%. Итого общая сумма - 26 400.

Концерт для жулика с оркестром | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Дело было в феврале. Через месяц, когда прошел первый восторг от предвкушения счастливой встречи, Вадим Сергеевич забеспокоился: билеты именные, оформлены на сына, надо бы обменять их на обычные бумажные. Для этого пришлось через нотариуса получить доверенность от сына и поехать с ней в специальную кассу на Гороховую. Однако сердце меломана успокоилось ненадолго. Его насторожило то, что афиши с Каррерасом как-то потихоньку с улиц исчезли. Никакая пресса о грядущем событии также не упоминала.

Он позвонил по телефону справочной службы «Кассира.ру» и поинтересовался, все ли в порядке с концертом. «Все в порядке, - успокоили его. - Концерт состоится». Однако Вадим Сергеевич не поверил и за несколько дней до назначенной даты поехал непосредственно на «Сибур-арену». Тревожные предчувствия его явно не обманывали - никакой, хотя бы самой маленькой, афиши, свидетельствующей о предстоящем эпохальном событии, там не было. Он подошел к окошку администратора, и сидевшая там женщина приятной наружности вежливо сказала: «Ваш концерт отменен. Мы расторгли договор с организатором этого мероприятия».

Почему сей факт его сыну как покупателю электронных билетов вовремя не сообщили, Вадим Сергеевич спрашивать не стал. Ясно, что этим ведает не администратор арены, а тот, кто билеты продавал. К нему, очевидно, нужно было обратиться и по поводу возврата денег.

Любой опытный театрал с подобной ситуацией сталкивался не раз. Спектакли и концерты (особенно запланированные за много месяцев до назначенной даты) могут быть отменены по тысяче причин. Ничего особенного, дело житейское - подошел к окошку кассы и получил свои деньги назад.

Вадим Сергеевич, как человек старшего поколения, хотя и был, конечно, сильно огорчен отменой встречи с кумиром, никакого подвоха со стороны финансовой не ожидал. Пошел в ту самую кассу на Гороховую, протянул свои билеты и попросил взамен деньги. Ответом ему было полное изумление. Оказалось, что там об отмене концерта никто ничего не знал. Позвонили в центральный офис фирмы, но там ответили, что впервые об этом слышат. «Мы сейчас выясним, подождите», - сказали Вадиму Сергеевичу. Он подождал, и через четверть часа ему подтвердили: да, концерт таки отменен.

Однако вопрос о возврате денег за билеты вызвал в кассе легкое замешательство. Там заявили, что не знают, как это сделать, и пообещали в ближайшее время с ситуацией разобраться. А вскоре на сайте фирмы он прочитал официальное извещение об отмене и электронный адрес, по которому нужно было обратиться с просьбой о возврате денег. Для этого до 14 ноября требовалось послать заявление, скан билета, копию паспорта и реквизиты банковского счета. При этом сообщалось, что сервисный сбор возвращению не подлежит в принципе.

Вадим Сергеевич все, что нужно, по указанному адресу послал, но никакого ответа не получил. Его сын от своего имени обратился в «Кассир.ру» и получил вежливый ответ от менеджера по работе с клиентами по имени Хертек Долаана. Этот господин сообщал, что по вопросу возврата денег следует обратиться к организатору концерта ООО «Рокин Нэйшн».

Справедливости ради надо сказать, что название этой фирмы в билете было упомянуто. Располагается она в Уфе, юридический и фактический адрес прилагается, а генеральный директор ее - Владимир Владимирович Казыханов. Обращаться же к нему надо по прилагаемому телефону и... да-да, по тому самому электронному адресу, по которому Вадим Сергеевич уже писал. Он, однако, сделал еще одну попытку - послал письмо в бумажном варианте по обычной почте. Но, пролежав положенный месяц в пункте назначения, оно вернулось обратно с пометкой «нет адресата».

Как оказалось, пообщаться с Казыхановым к тому времени уже мечтали тысячи людей. По этой же схеме, то есть без всякого объяснения причин, был отменен назначенный на 8 июня 2016 года на той же «Сибур-арене» концерт знаменитого Томаса Андерса. Поначалу было объявлено о переносе мероприятия на 22 октября, но потом оказалось, что и в этот день концерт не состоится.

Возмущенные меломаны, заплатившие немалые деньги, разрывали Интернет: Казыханов не отвечал ни на письма, ни на звонки. Причем выяснилось, что подобных внезапных отмен (и всякий раз речь шла о концертах знаменитостей и весьма дорогих билетах) за его фирмой числится множество.

Казалось бы, здравый смысл подсказывает: ни в какие договорные отношения покупатели билетов с «Рокин Нэйшн» не вступали. С какой стати они должны от него чего-то требовать? Возвращать деньги должен тот, кто их получал. А уж он потом пусть разбирается с организатором концерта - взыскивает неустойку через суд или договаривается как-то по-другому. Как нас учат многочисленные юристы-консультанты на страницах СМИ - если вы нашли в батоне гвоздь, с претензией надо обращаться не на хлебозавод, а в магазин, где вы этот батон покупали.

Руководствуясь этими простыми соображениями, покупатель билетов, сын Вадима Сергеевича, обратился с письмом к руководству «Кассира.ру». И получил удивительный ответ, подписанный ее генеральным директором А. И. Фоминой.

Оказывается, при покупке билета в этой фирме человек, сам не подозревая того, заключает два (!) договора: один с самим продавцом, а другой - с организатором мероприятия, которого он в глаза не видел. Все это совершается на правах публичной оферты - предложения «для всех», содержащего конкретные условия, которые размещены на сайте «Кассира.ру». Сей документ весьма объемен, и вряд ли кто-то из покупателей электронных билетов, нажимая на кнопку «оформить заказ», реально его читает.

Еще меньше шансов с ним ознакомиться имеет тот, кто покупает билет в кассе. Правда, у него есть полное право попросить текст у кассира. Но маловероятно, что кто-то из покупателей об этом догадывается. А не догадался попросить - его проблемы.

Автоматически принятые человеком условия равносильны заключению письменного (!) договора. А он включает в себя, к примеру, «обработку» персональных данных покупателя в течение неограниченного срока (в том числе для рассылки рекламных сообщений). Воспользовавшись же услугой SMS-информирования, покупатель уже позволит использовать эти данные «в маркетинговых, информационных, рекламных и иных целях» в течение 10 лет.

При оплате билетов наличными клиент также «по умолчанию» признает право администрации сайта без объяснения причины предварительный заказ аннулировать.

Подробнейшим образом прописаны и условия возврата денег за билеты (видимо, эта довольно распространенная ситуация требует особых юридических толкований). Да, в случае отмены мероприятия деньги вернут, но... не позднее трех календарных дней до даты его проведения. Так что кто не успел, тот опоздал. Причем возвращать их должен организатор отмененного мероприятия или его представитель. Теоретически бывает случай, когда это обязан делать сам «Кассир.ру». Когда это происходит, впрочем, не уточняется.

Но несостоявшийся концерт Каррераса явно был не тем случаем. Что, собственно, и следовало из письма г-жи Фоминой. В нем она снова предлагала «по вопросам возврата денежных средств за приобретенные билеты» обращаться к «Рокин Нэйшн». При этом ссылаясь на договор покупателя уже с данной фирмой, хотя условий этого мифического договора тот не смог бы найти ни при каком желании.

Согласитесь, данная юридическая конструкция для непосвященного человека выглядит не очень убедительно. Здравый смысл подсказывает: единственный путь - в суд. Причем с большими шансами на выигрыш.

И действительно, в базе данных официального сайта питерских мировых судов зафиксировано четыре иска к «Рокин Нэйшн», из них два - совместно с «Кассиром.ру». Три уже удовлетворены, один - в стадии рассмотрения. При этом все процессы уфимская фирма полностью проигнорировала, и решения о взыскании с нее денег суды принимали заочно.

Но в том единственном удовлетворенном иске, где в качестве соответчика фигурировал «Кассир.ру», претензии к нему судья снял. Он в отличие от автора этих строк признал сам факт наличия публичной оферты доказательством того, что покупатель был с ней ознакомлен. Мало ли что человеку перед покупкой билета (а в данном случае он как раз был куплен в кассе) не дали под роспись ознакомиться с условиями договора? Мог прочитать - значит прочитал. Вывод, надо сказать, многообещающий. Завтра в любой подобный договор впишут пункт о добровольной передаче всего имущества покупателя билетов их продавцу. А потом поставят человека перед фактом: билет купил - значит с условиями согласился.

Сняв с себя всякую ответственность, продавец билетов, таким образом, избавил себя и от рисков, связанных с любым сомнительным партнером. Да будь он хоть трижды жулик, об этом пусть потом голова болит у покупателя. Так и напрашивается знаменитое райкинское: «Ребята, вы хорошо устроились!».

Выигрыш же пострадавших покупателей в суде у «Рокин Нэйшн», увы, для них слабое утешение. Фирму эту, похоже, не найдешь днем с огнем, а найдешь - так ничего не взыщешь. Но если бы «Кассир.ру», связываясь с этим партнером, рисковал своими деньгами, а не деньгами покупателей, возможно, число отмененных концертов на берегах Невы стало бы меньше.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (5885) от 08.02.2017.


Комментарии