Конструктором надо родиться

Выдающийся инженер и ученый Александр Емельянович Алексеев (со дня его рождения исполнилось 125 лет) был одним из основоположников электромашиностроения в нашей стране. Мне довелось стать его последним аспирантом в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта: я защитился под его началом в 1974 году...

Конструктором надо родиться | Почти сорок лет, с 1936 года, Александр Алексеев бессменно руководил кафедрой «Электрические машины» в ЛИИЖТе. О его выпускниках с уважением говорили - «Алексеевская школа»... Фото начала 1970-х гг. из архива ПГУПС

Почти сорок лет, с 1936 года, Александр Алексеев бессменно руководил кафедрой «Электрические машины» в ЛИИЖТе. О его выпускниках с уважением говорили - «Алексеевская школа»... Фото начала 1970-х гг. из архива ПГУПС

Родом Александр Алексеев был из тверских крестьян. В конце XIX века семья перебралась в Петербург, где пополнила ряды «угловых жильцов». В 1902 году способный юноша поступил в ремесленное училище Императорского Русского технического общества. Потом устроился чертежником на завод «Дюфлон, Константинович и Ко» (впоследствии - завод «Электрик»).

Предприятие занималось государственными оборонными заказами, а тогда, после Русско-японской войны, в стране восстанавливали практически полностью разгромленный флот. Здесь он прошел путь от чертежника до начальника отдела, экстерном сдал экзамен за курс средней школы и в 1916 году был принят в Политехнический институт. И учиться дальше не прекращал, позже окончил еще и Электротехнический институт...

Алексеев был убежден, что конструктором надо родиться - точно так же, как, например, музыкантом или живописцем. Еще на «Электрике» он спроектировал одну из лучших в то время в мире серий трамвайных двигателей, а также двигатели для первого в мире тепловоза системы Я. М. Гаккеля.

В 1923 году герой нашего повествования, увлеченный перспективой производства турбо- и гидрогенераторов, которые раньше в России вообще не выпускали, перешел на «Электросилу». Сюда он был приглашен на должность начальника отдела новых конструкций. Вместе с главным расчетчиком Робертом Лютером он возглавил разработку первых турбогенераторов и гидрогенераторов для Волховской и Земо-Овчальской ГЭС.

В 1929 году Алексеев стал главным конструктором «Электросилы» и разработчиком всей технической политики завода. Ученики Алексеева говорили о том, что ему принадлежала заслуга формирования оригинальной технической школы на «Электросиле». В том же году он отправился в США, где заключил соглашение о техническом сотрудничестве с фирмой «Дженерал Электрик». Для Днепровской ГЭС одну часть генераторов делала «Электросила», другую - американцы. А в начале 1930-х годов предприятие уже начало выпускать крупные машины постоянного и переменного тока, причем мирового технического уровня. Алексеев же стал автором первого в мире учебника по конструкции электрических машин.

Однако в начале 1930-х годов технический директор «Электросилы» А. С. Шварц был арестован по сфальсифицированному делу «Промпартии». Новый директор предприятия предпочел «не высовываться» и вообще закрыл общезаводской отдел исследования, отправив работавших там инженеров руководить цехами. Это вынудило Александра Алексеева, а также других талантливых электросиловских конструкторов уволиться с завода. А ведь Алексеев к тому времени занимал там уже должность главного инженера!

Покинув предприятие, он полностью перешел на преподавательскую работу в ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). И одновременно продолжал заниматься конструкторскими разработками в сфере тяговых электрических машин. Постоянно бывал на испытаниях. По проекту Алексеева работники депо «Автово» и сотрудники ЛИИЖТа создали моторный вагон на переменном токе, прошедший испытания в Ленинградском метрополитене.

Официально Алексеев являлся автором не более двух десятков изобретений, однако это, пожалуй, лишь сотая часть предложенных им новшеств. Дело в том, что в 1920-е и 1930-е годы в нашей стране была еще слабо поставлена патентная работа, потому многие изобретения Алексеева не были тогда зафиксированы документально. Но в своих разработках он зачастую опережал мировую техническую мысль.

Кстати, еще одна любопытная деталь: Алексеев всю жизнь серьезно занимался спортом. В 1912 году был даже кандидатом в сборную России на Олимпийские игры в Стокгольме. И вошел бы в ее состав, если бы на отборочных соревнованиях не повредил колено...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5858) от 23.12.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?
23 Мая 2018

Не спеша по скоростной. Как проходит строительство платной трассы из Петербурга в Москву?

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Прощайте, Даниил Александрович
06 Июля 2017

Прощайте, Даниил Александрович

В ночь на 5 июля в Петербурге на 99-м году жизни скончался писатель Даниил Гранин.

Юность, красота и успех
06 Июля 2017

Юность, красота и успех

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

Спектральный анализ по сходной цене
15 Июня 2017

Спектральный анализ по сходной цене

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ — исчезло.

Муринский прокол
15 Июня 2017

Муринский прокол

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Уйти достойно
31 Мая 2017

Уйти достойно

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

Экологическая «прививка»
29 Мая 2017

Экологическая «прививка»

В Петербурге завершился VIII Невский международный экологический конгресс, организаторами которого выступили Межпарламентская ассамблея (МПА) стран - участниц СНГ и Минприроды РФ.

Уберут ли Uber?
23 Мая 2017

Уберут ли Uber?

На сегодня сервис заказа такси Uber работает почти в 400 городах и 68 странах мира. На него с удовольствием переходят потребители...

Метро на вырост
18 Мая 2017

Метро на вырост

Конечная станция Ф-2 - второй очереди Фрунзенского радиуса - в 70-процентной степени готовности.

Ладожский клин
12 Мая 2017

Ладожский клин

Одно из мероприятий в преддверии празднования 90-летия Ленобласти получится грустным. Тональность международной конференции по Ладоге, которая открылась сегодня в Москве и собрала многих видных учены...

Детство кончилось
10 Мая 2017

Детство кончилось

Парадоксально, но затормозить развитие некоторых детей можно, впихнув их в группу сверхраннего развития.

Военные архивы
03 Мая 2017

Военные архивы

Где хранятся документы о военных и участниках Великой Отечественной войны