Главная городская газета

Конструктором надо родиться

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

В Петербурге растет штраф за браконьерство

Инициативу согласовали на заседании комитета по законодательству ЗакСа. Читать полностью

«Норд Стрим-2»: стройка начинается

Компания Nord Stream-2 AG получила разрешение Минстроя РФ на строительство сухопутного участка газопровода в России. Читать полностью

Золотая медаль за «работу в поисковой системе Яндекс»

VIII Всероссийский чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров принес золотую медаль петербуржцу Сергею Алексеевичу Осокину. Он стал первым среди начинающих пользователей в номинации «Работа в поисковой системе Яндекс». Читать полностью

«Штрафной костер», или пожары атакуют

В лесной зоне всей Ленинградской области действует особый противопожарный режим. Читать полностью

Пролетарии всех стран, приезжайте в Петербург!

Они задействованы в тяжелой промышленности, машиностроении, строительстве, обрабатывающих производствах и сфере услуг. Их труд используют не менее 36% предприятий города. Какой вклад вносят мигранты в экономику Петербурга? Читать полностью

Кто держит руку на пульсе народов: круглый стол в Доме национальностей

В Петербурге поговорили о профилактике национального и религиозного экстремизма. Как это было? Читать полностью
Конструктором надо родиться | Почти сорок лет, с 1936 года, Александр Алексеев бессменно руководил кафедрой «Электрические машины» в ЛИИЖТе. О его выпускниках с уважением говорили - «Алексеевская школа»... Фото начала 1970-х гг. из архива ПГУПС

Почти сорок лет, с 1936 года, Александр Алексеев бессменно руководил кафедрой «Электрические машины» в ЛИИЖТе. О его выпускниках с уважением говорили - «Алексеевская школа»... Фото начала 1970-х гг. из архива ПГУПС

Выдающийся инженер и ученый Александр Емельянович Алексеев (со дня его рождения исполнилось 125 лет) был одним из основоположников электромашиностроения в нашей стране. Мне довелось стать его последним аспирантом в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта: я защитился под его началом в 1974 году...

Родом Александр Алексеев был из тверских крестьян. В конце XIX века семья перебралась в Петербург, где пополнила ряды «угловых жильцов». В 1902 году способный юноша поступил в ремесленное училище Императорского Русского технического общества. Потом устроился чертежником на завод «Дюфлон, Константинович и Ко» (впоследствии - завод «Электрик»).

Предприятие занималось государственными оборонными заказами, а тогда, после Русско-японской войны, в стране восстанавливали практически полностью разгромленный флот. Здесь он прошел путь от чертежника до начальника отдела, экстерном сдал экзамен за курс средней школы и в 1916 году был принят в Политехнический институт. И учиться дальше не прекращал, позже окончил еще и Электротехнический институт...

Алексеев был убежден, что конструктором надо родиться - точно так же, как, например, музыкантом или живописцем. Еще на «Электрике» он спроектировал одну из лучших в то время в мире серий трамвайных двигателей, а также двигатели для первого в мире тепловоза системы Я. М. Гаккеля.

В 1923 году герой нашего повествования, увлеченный перспективой производства турбо- и гидрогенераторов, которые раньше в России вообще не выпускали, перешел на «Электросилу». Сюда он был приглашен на должность начальника отдела новых конструкций. Вместе с главным расчетчиком Робертом Лютером он возглавил разработку первых турбогенераторов и гидрогенераторов для Волховской и Земо-Овчальской ГЭС.

В 1929 году Алексеев стал главным конструктором «Электросилы» и разработчиком всей технической политики завода. Ученики Алексеева говорили о том, что ему принадлежала заслуга формирования оригинальной технической школы на «Электросиле». В том же году он отправился в США, где заключил соглашение о техническом сотрудничестве с фирмой «Дженерал Электрик». Для Днепровской ГЭС одну часть генераторов делала «Электросила», другую - американцы. А в начале 1930-х годов предприятие уже начало выпускать крупные машины постоянного и переменного тока, причем мирового технического уровня. Алексеев же стал автором первого в мире учебника по конструкции электрических машин.

Однако в начале 1930-х годов технический директор «Электросилы» А. С. Шварц был арестован по сфальсифицированному делу «Промпартии». Новый директор предприятия предпочел «не высовываться» и вообще закрыл общезаводской отдел исследования, отправив работавших там инженеров руководить цехами. Это вынудило Александра Алексеева, а также других талантливых электросиловских конструкторов уволиться с завода. А ведь Алексеев к тому времени занимал там уже должность главного инженера!

Покинув предприятие, он полностью перешел на преподавательскую работу в ЛИИЖТ (ныне ПГУПС). И одновременно продолжал заниматься конструкторскими разработками в сфере тяговых электрических машин. Постоянно бывал на испытаниях. По проекту Алексеева работники депо «Автово» и сотрудники ЛИИЖТа создали моторный вагон на переменном токе, прошедший испытания в Ленинградском метрополитене.

Официально Алексеев являлся автором не более двух десятков изобретений, однако это, пожалуй, лишь сотая часть предложенных им новшеств. Дело в том, что в 1920-е и 1930-е годы в нашей стране была еще слабо поставлена патентная работа, потому многие изобретения Алексеева не были тогда зафиксированы документально. Но в своих разработках он зачастую опережал мировую техническую мысль.

Кстати, еще одна любопытная деталь: Алексеев всю жизнь серьезно занимался спортом. В 1912 году был даже кандидатом в сборную России на Олимпийские игры в Стокгольме. И вошел бы в ее состав, если бы на отборочных соревнованиях не повредил колено...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook