Кому бокал, кому — рюмашка

Не будем, друзья, лицемерами, не будем ханжами. Признаемся, глядя в пока еще трезвые глаза друг друга: «празднично-новогоднее гулянье» и «выпивка» — слова-близнецы.

Кому бокал, кому — рюмашка | РИСУНОК Валерия ТАРАСЕНКО

РИСУНОК Валерия ТАРАСЕНКО

От кислого до сладкого. Через сухое

Выбор напитков для новогоднего стола — море разливанное. При одном непременном, не нами придуманном традиционном условии: начинаем с шампанского.

Шампанской Меккой была, есть и останется Франция. Там, в провинции Шампань в III веке начали возделывать виноград. Через тысячелетие Шампань пришла к культуре виноделия. Впрочем, «культура» долгое время оставалась несовершенной: вино получалось слегка газированным, с фруктовым вкусом. К тому же было... «дьявольским» — могло забродить в бочках, а от скопившегося углекислого газа бочки взрывались.

Укротителем «дьявольского вина» история называет монаха по имени Дом Периньон (наши современники имя зачастую перевирают, называя историческую личность Дон Периньон). Этот сын божий в XVII веке придумал купажирование и стал разливать вина в бутылки, и это позволило удерживать углекислый газ. Другая не менее известная историческая личность — мадам Клико придумала способ убирать из бутылок осадок и делать шампанское прозрачным.

Украсить праздничный стол бутылочкой настоящего французского шампанского большинству из россиян, увы, не удастся. Слишком уж дорогое удовольствие. Переживем! И не просто переживем, а еще и воспылаем чувством искреннего патриотизма: у нас есть свое шампанское — «Советское», «Российское» и иже с ними.

И пусть говорят, что напитки эти не более чем «игристые вина», для нас они самое что ни на есть шампанское. Аналитики рынка алкогольных напитков утверждают, что шампанское потребляют 35% россиян, из них 74% предпочитают «Советское»/«Российское».

Кстати, первая бутылка «Советского» была выпущена ровно восемьдесят лет назад — в 1937 году. Сошла она с конвейера Донского завода шампанских вин, а производственная линия этого предприятия была оснащена технологическим оборудованием французской фирмы.

Сейчас производственные мощности заводов России могут обеспечить выпуск шампанского в объеме 250 миллионов бутылок в год. Каждый год объем рынка шампанского в нашей стране растет в среднем на 18%. Российские технологии производства различных видов шампанского признаны в мире, а некоторые закуплены производителями шампанских вин Германии, Испании, Италии. И самой Франции!

Правда, шампанская Мекка имела претензии к российским производителям по поводу написания слова «шампанское» на бутылках — требовала писать его на латинице. Но потом пошла на уступки. Стороны договорились: кириллица на латиницу меняться не будет до 2020 года, «а там посмотрим»...

Шампанское всегда было особым напитком, атрибутом праздника. Но новогодним символом оно стало не так уж и давно. Можно предположить, что массовая традиция встречать с ним Новый год зародилась после выхода в 1956 году фильма «Карнавальная ночь». Какое-то время спустя на телевидении засветился «Голубой огонек», где ведущие и гости пили шампанское, улыбались миллионам телезрителей под бой курантов. После таких милых картинок народ окончательно понял, как надо правильно праздновать Новый год.

К чему, кроме цены, мы присматриваемся, прежде чем приобрести бутылку шампанского? Правильно, вот к этому пояснению: «сухое», «полусладкое» или еще какое-то. По содержанию сахара шампанское делится на шесть категорий.

* «Экстрабрют», оно же — ультрабрют. Или «самое сухое», но это уже в просторечии. В таком шампанском сахара — менее 6 граммов на литр. По достоинству оценить сей напиток может разве что самый утонченный индивидуум. А тот, кто тонким вкусом не отличается, скажет просто: «Кислятина!». Возможно поэтому экстрабрют в широкой продаже редкость.

* «Брют». Тут содержание сахара не превышает 15 г/л. Маркетинговые опросы показали: такое шампанское предпочитают мужчины и женщины старше 50 лет, а также... госчиновники. «Не уважают» — студенты и молодые женщины. Тем не менее на его долю приходится 20% потребительского спроса.

* «Сухое». В нем сахара уже больше — 20 — 25 г/л. Анкетирование показало, что это любимый напиток большей части современных «гусар» — офицеров Вооруженных сил.

* «Полусухое». Сахар: 35 — 45 г/л. Подходит для плотного ужина, пользуется повышенным спросом при заказе банкетов. В целом же на его долю приходится 25% потребительского спроса.

* «Полусладкое». Сахар: 55 — 65 г/л. Пользуется самым большим спросом среди потребителей всех возрастных категорий (50% от общего спроса). Именно это шампанское от известных производителей может оказаться в торговом дефиците в последний день уходящего года.

* «Сладкое». Во Франции его именуют «вином русского вкуса», хотя тамошние виноделы-шампанисты долгое время не отказывали себе в производстве этого напитка. Потом посчитали кощунством перебивать истинный букет шампанского повышенным — 75 — 85 граммов на литр — содержанием сахара.

«Аква вита» на хлебном замесе

Итак, Новый год без бокала шипучки вроде бы и не праздник... Но бабахнули пробкой, отметились глотком, другим, третьим. А потом припомнили классика по имени Антон Павлович Чехов, призывавшего: «Не верьте шампанскому... Подальше от шампанского!».

А к чему поближе? Может, к исконно русскому, к любимому миллионами, обласканному поколениями напитку — к водочке? Редко праздничное застолье обходится без нее.

Откуда родом «живая вода» — она же водка, она же «хмельное вино» и «зелье пагубное» — не выяснили до сих пор. На право быть «первооткрывателями» претендуют не только русские, но и арабы, китайцы и даже итальянцы. Историки упоминают описания Аристотелем процесса перегонки виноградного вина, конечным продуктом которого было некое снадобье, именуемое «аква вита» (что, собственно, и есть «живая вода»). Ее признавали лекарством и продавали в маленьких флакончиках за баснословные деньги.

Надо полагать, что и русичам это «лекарство», впервые испробованное в Средние века, пришлось очень даже по вкусу. Жалели предки об одном: маловато его было. И виноградом, из которого первоначально получали спирт, средневековая Русь не была богата. Для собственной «аква виты» надо было искать какие-то другие сырьевые ресурсы.

Нашли! Научились получать спирт из перебродившего ржаного сусла. Русское винокурение появилось где-то в середине XV века. И тогда же скоренько-быстренько была введена государственная монополия на производство и продажу «хлебного вина». А заодно уж и на другие алкогольные напитки — на медовуху, пиво, брагу, — которые налогообложению ранее никогда не подвергались.

Об истории русской водки написаны целые трактаты, в том числе исследования известнейшего историка кулинарии Вильяма Похлебкина. Чтиво не на один день, в котором будет все — и криминальная подоплека, и забавные сюжеты, и упоминания об арбитражном суде 1982 года, закрепившем право считать хлебную водку крепостью 40 градусов исключительно русским национальным напитком.

И в каждом трактате особое «спасибо» великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Это он в своей докторской диссертации «О соединении спирта с водой» вывел формулу для расчета долей воды и спирта, которую в 1894 году запатентовало российское правительство. Менделеевская водка получила название «Московская особая», под которым выпускается до сих пор.

Все хлебные водки товароведы делят на две группы.

* Обыкновенные. Производятся из этилового спирта, полученного из зернового сырья на так называемой умягченной воде. Крепость 40/45 градусов.

* Особые. Для производства используют ректифицированный спирт класса «экстра», улучшенную питьевую воду, ароматические спирты, эссенции, мед, сахар, пищевые красители. Это, по сути, аналог ароматных русских настоек.

В девяностые годы, да и в начале нулевых по количеству суррогатов и поддельной алкогольной продукции Россия была «впереди планеты всей». Сейчас относительный порядок в водочном сегменте рынка навести удалось. Во всяком случае продажа/покупка горячительного в фирменных магазинах, в универсамах и супермаркетах торговых сетей дает гарантию качества.

На развитие рынка водки влияет активное административное регулирование. С 2009 года идет поэтапное поднятие минимальной розничной цены. В последний (но не окончательный) раз цена регулировалась в мае нынешнего года. С тех пор пол-литровая бутылка водки по минимуму стоит 205 рублей.

Регулирование привело к концентрации рынка и сокращению ассортимента. В результате многократного повышения розничных цен рынок водки, по оценкам маркетинговых служб, теряет своих потребителей. Но на короткий срок — на новогодние праздники и рождественские каникулы, скорее всего, их вернет.

#что-почем #игристые вина #праздники

Комментарии