Колпинский котел

Сапсан – самое быстрое живое существо в мире: в пикирующем полете он способен развивать скорость свыше 320 километров в час. Одноименная железная «птичка» на пути из Москвы в Петербург разгоняется до 250 км/ч, обеспечивая путешественникам самое быстрое, нехлопотное и комфортное перемещение из столицы в столицу. Тем не менее планы железнодорожников в скором времени удвоить количество этих прекрасных современных поездов сильно встревожили многих горожан. И прежде всего 180-тысячное население Колпинского района.

Колпинский котел | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первыми забили тревогу колпинские автомобилисты, обнаружившие в один прекрасный день на переездах объявления, в которых Октябрьская железная дорога уведомляла их о своих намерениях запустить с 1 августа 15 пар скоростных поездов вместо нынешних семи. Сообщение завершалось вежливым предложением заблаговременно поискать объездные пути на время закрытия переездов. Местные форумы буквально вскипели. Количество обращений колпинцев к «своему» депутату ЗакСа Елене Киселевой увеличилось кратно – главной темой стало именно это предстоящее железнодорожное «усовершенствование».

«Мы с уважением относимся к Октябрьской железной дороге и к тысячам пассажиров, с удобством путешествующих из Петербурга в Москву и обратно, но так же не делается! – Елена Киселева в разговоре с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» явно старается сдержать эмоции. – Железнодорожники приняли решение и безапелляционно объявили о нем жителям, предложив им самим искать пути объезда. Но этих путей просто нет! Их уже не раз искали специалисты на разных профильных совещаниях. К сожалению, у нас нет отдельной скоростной дороги для «Сапсанов», о которой говорится уже многие годы. Думаю, при запуске столь серьезных проектов надо учитывать интересы населения и существующие объективно ограничения. Надо вместе искать другие пути».

Киселева раскрывает карту, на которой видно: Колпино с Металлостроем разрезает острие «клинка», в который складываются существующие железнодорожные пути. «Район пересекают две ветки железной дороги, которыми он, по сути, разделен на части, – поясняет депутат. – И жителям даже при перемещениях внутри района приходится преодолевать плоскостные переезды, зачастую – на обеих ветках. Чтобы добраться до Петербурга, им необходимо выезжать с запасом в час – машины все время стоят в пробках. В Петро-Славянке пробка зачастую тянется вдоль всей улицы, выходит за границы поселка до поворота на Софийскую. Если ты оказался в ее хвосте, готовься потерять не меньше часа. А теперь представьте: в этой пробке оказывается «скорая» (больница-то в Колпине!), полиция, пожарная машина или аварийка...»

Стратегически из Колпина всего три выезда: через Колпинское шоссе – на Софийскую улицу либо Московский проспект, через Лагерное и Петрозаводское шоссе и выезд со стороны совхоза Тельмана (дорога по одной полосе туда и обратно, идет по землям Ленинградской области, где уже сейчас настроено огромное количество жилья). И везде переезды. Единственная автодорога из Колпина, не перебирающаяся через рельсы, это старый двухполосный путь на Загородную улицу с проездом под путями в створе улицы Урицкого. Но и его регулярно перегораживает шлагбаум Ижорских заводов, когда там отгружают продукцию (а это делается в круглосуточном режиме).

По словам жителей Колпина, каждое прохождение «Сапсана» отнимает у автомобилистов примерно 30 – 40 минут чистого времени: шлагбаум закрывается за 15 минут до появления скоростного поезда, за ним ждут электричку, потом, как правило, товарняк... Точного подсчета, сколько времени железнодорожные переезды в течение дня стоят закрытыми, нет. Данные по закрытию очень разнятся. Кто-то говорит об 11 часах в сутки, кто-то о 14 – 15. По мнению некоторых экспертов, ежечасные «Сапсаны» грозят району по меньшей мере 17-часовыми простоями ежесуточно!

«Подсчеты пока эмпирические. Но даже и 14 часов закрытия не спасет Колпинский район от транспортного коллапса», – уверена Елена Киселева. На прошедшем заседании регионального парламента она выступила с депутатским запросом (поддержанным ЗакСом) в правительство, где прямо заявила: без принятия специальных мер по обеспечению пропуска автомобильного транспорта через ж/д переезды увеличение количества поездов «Сапсан» на Московском направлении приведет к транспортному параличу в Колпинском районе.

На сегодняшний день в Колпине действуют две большие промышленные зоны, продолжающие активно развиваться. А это мощный грузовой трафик (только у нового трансформаторного завода «Силовые машины – Тошиба» в Металлострое примерно сотня машин, перевозящих людей и грузы). В районе реализованы стратегические инвестиционные проекты, есть земля для строительства нового жилья и новых производств. Главный сдерживающий фактор – транспортная малодоступность. Уже сегодня, по мнению районной власти, отставание транспортной инфраструктуры от общего развития – более семи лет.

Нельзя сказать, что ничего в этом направлении не делается. В стадии проектирования – пять важнейших для Колпина инфраструктурных объектов. Строится Софийская улица, реконструируется Оборонная, в которую переходит Заводской проспект. Только завершение проектирования этих улиц с путепроводами запланировано на 2016 год, и в самом лучшем случае первый из них появится через пару лет. А продление Финляндской улицы от Советского переулка до Софийской улицы нынешней весной в очередной раз исключено из перечня бюджетных расходов – «в связи с отсутствием разрешения на строительство по причине нерешенных имущественно-правовых вопросов» (правда, по самой свежей информации «СПб ведомостей», договор об изъятии у собственника нужных для строительства участков все же удалось заключить, и случилось это буквально на днях).

Собственно говоря, копий на эту тему никто и не ломает. Вот и 26 мая на выездном совещании в Колпинском районе представители ОЖД, комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, комитета по транспорту, отдела ГИБДД по Колпинскому району, администрации района, внутригородского муниципального образования г. Колпино и депутат Елена Киселева пришли к общему мнению: единственным выходом является максимальное приближение сроков строительства двух виадуков над путями Московского направления в составе уже реализуемых в районе объектов дорожного строительства. То есть при строительстве продолжения Софийской улицы до промзоны «Металлострой» и при реконструкции и строительстве Оборонной улицы (в обоих случаях запланировано строительство путепроводов над «железкой»).

Но совершенно очевидно, что к 1 августа путепроводы ни в коем случае появиться не смогут. И оптимизировать график движения грузовых поездов и электричек с Московского направления железной дороге уже некуда – об этом в официальном письме колпинского депутата уведомил первый заместитель начальника дороги Михаил Глазков. «Для сокращения времени закрытия переездов в течение 2013 – 2014 годов Октябрьской железной дорогой произведена оптимизация технологии пропуска поездов на данном участке. В настоящее время в нормативном графике движения поездов за счет отклонения вагонопотока на участок Мга – Гатчина произошло снижение с 77 до 60 пар грузовых поездов в сутки. Также оптимизировано движение пригородных поездов с 23 до 18 пар в сутки. Дальнейшее сокращение времени закрытия переездов за счет изменения технологии невозможно», – объяснил Глазков. При этом дорога, по выражению замначальника ОЖД, «готова оказать содействие при выполнении работ по проектированию и строительству путепровода (выносу инженерных сетей из пятна застройки, обеспечению выделения «окон» на период строительства, осуществлению технического надзора и выдачу техусловий), но строить путепроводы за свой счет не станет.

«Мы обратились к губернатору с просьбой убедить руководство ОАО «РЖД» отложить запуск тактового движения поездов «Сапсан» до появления путепроводов, – говорит Елена Киселева. – Сделать это раньше – значит поставить под удар население целого района и, возможно, спровоцировать социальный взрыв».


ТЕМ временем

17 июня ТАСС сообщил со ссылкой на первого вице-президента РЖД Александра Мишарина: тактовое движение скоростных поездов «Сапсан» между Москвой и Петербургом с промежутком в час 1 августа не начнется. Оно переносится на два месяца. Причем сугубо по внутренним техническим проблемам дороги: «Возникли технические причины, которые требуют решения. С учетом необходимого объема производства капитального ремонта и строительства, чтобы не прерывать его, введение тактового движения переносится на два месяца», – пояснил Мишарин.

Закрытие колпинского котла отодвинуто на октябрь.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (5482) от 19.06.2015.


Комментарии