Коловрат, ярга и косиножка

В библиотеке национальных литератур (Гороховая ул., 41) открылась выставка «Орнамент – осевая нить народной культуры». Здесь представлены костюмы и предметы традиционного быта полутора десятков народов России, стран, входивших в Российскую империю, а также жителей германских земель.

Коловрат, ярга и косиножка | Орнамент на старинной одежде может рассказать о традициях не хуже энциклопедии. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Орнамент на старинной одежде может рассказать о традициях не хуже энциклопедии. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Готовя экспозицию, сотрудники БНЛ Горана Бутурович и Дарья Соколова обратились к национально-культурным объединениям Петербурга и Дому дружбы Ленобласти. На призыв библиотекарей откликнулись семьи, сохранившие одежду своих предков. Семья Сании Бахтияровой передала расшитые татарские костюмы, петербуржец Валентин Иващенко – украинские семейные раритеты, а студентка СПбГУ Марина Савченко, участница известного фольклорного коллектива «Домострой», привезла в БНЛ наряды двух своих бабушек – жительницы Пинежского района Архангельской губернии и уроженки Брянщины. Этнографические шедевры конца XIX – начала XX века, в их числе коми-зырянские, башкирские и вожские костюмы, стали подлинным украшением выставки.

Старинная одежда способна рассказать о традициях не хуже энциклопедий (кстати, выставленных рядом с костюмами), только буквами этой «книги» служат вышитые или вытканные знаки-символы, вместо фраз – причудливая вязь.

Местоположение рисунков на старинном костюме строго регламентировалось: орнамент наносили обычно на ворот платья и подол, заклинанием-узором защищали шовные места, оберегая владельца от напастей.

У каждого народа и человека – свои символы и обереги. У многих народов считалось, что малыша от темных сил охраняет силуэт петуха и коня. Взрослые часто использовали символы урожая, изобилия и власти. Лесные жители изображали растения и диких животных, а земледельцы предпочитали коловратную вязь, обозначавшую солнце (при этом православных славян такие, явно языческие, украшения нисколько не смущали – в народном сознании все это отлично уживалось).

Покрой платья и цвета тоже соответствовали жестким канонам. Коми-пермяцкие женщины применяли тамбурную вышивку бисером и берестяное плетение, предпочитая красную нить. Жительницы чувашских деревень украшали платье из белого холста, конопляных и льняных тканей многоцветной, богатой на узоры вышивкой, где каждый цвет означал что-то свое. Чувашские мастерицы использовали около 40 видов швов – контурных, маскировочных, петельчатых и т. д. А вожские женщины носили украшения-обереги из ракушек каури, которые доставляли с берегов Индийского океана, а также расшитые монетами пояса, чтобы отгонять их звоном злых духов.

– Жители разных краев на Русском Севере могли не понимать чужой орнаментальный язык, но в пределах одной губернии он прочитывался без труда, – рассказала Марина Савченко. – В каждой деревне отдельные элементы орнамента называли по-разному: символ солнца у одних был коловрат, у других ярга или косиножка. Но в целом это был понятный всем язык изображений. Раньше по орнаменту можно было узнать социальный статус женщины, безошибочно определить, из какого она села, к какому роду принадлежит, сколько у нее детей, замужем она или вдова.

Сегодня народное мастерство почти утрачено, да и прочитать древнюю вязь уже мало кто может. Но людей, стремящихся восстановить вековые традиции, становится все больше, говорят сотрудники БНЛ.

Выставка «Орнамент – осевая нить народной культуры» продлится до 13 мая.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (5695) от 05.05.2016.


Комментарии