Главная городская газета

Коллегия на острову

Свежие материалы Общество

Справедливость — его ремесло

На днях, 14 сентября, на «Литераторских мостках» Волковского кладбища торжественно открыли надгробный памятник Анатолий Федорович Кони после реставрации Читать полностью

Химчистка для полигона

Когда рассеется туман над «Красным Бором».

Читать полностью

Не браконьер, а рыбовод!

Кержаков «отнерестился» на Ладоге.

Читать полностью

Лужа на семи мостах

Новым островам в дельте Невы не улыбнулась судьба Китеж-града.

Читать полностью

Виноградный дуэт

Калейдоскопом ярких, но иных, нежели весной и летом, красок может удивить осенний сад.

Читать полностью

Осенний марафет

«Осень она не спросит, осень она приедет...» — звучит известная мелодия.

Читать полностью
Реклама
Коллегия на острову | Иллюстрация pixabay,com

Иллюстрация pixabay,com

От музеефикации «хрущевок» до поддержки детских школ искусств - таков был диапазон вопросов, которые обсуждались на коллегии Министерства культуры РФ, состоявшейся в субботу в «Зале на острову» ГМЗ «Царское Село».

По статистике, которую представила Анна Аракелова, директор департамента науки и образования минкульта, в детских школах искусств занимается 11,6% юного населения России, на Северо-Западе этот показатель чуть выше - 12,8%. Но программами предпрофессиональной подготовки охвачена только треть от всех обучающихся. Школам не хватает педагогов, музыкальных инструментов, денег на ремонт зданий...

Коллегия видит главную причину в том, что школы искусств находятся в подчинении муниципалов, не имеющих средств на развитие образования. Школы необходимо передать на региональный уровень. Петербурга эта проблема не касается, но в обсуждении на коллегии был задан важный вектор. Детские школы искусств призваны готовить будущих Репиных и Рихтеров. Но тогда возникает вопрос, а где заниматься детям, для которых рисование или игра на рояле - важная форма досуга? Дома детского творчества тоже стремятся к профориентации.

Вадим Ваньков, советник министра культуры, призвал руководителей музеев активнее пользоваться платформой дополненной реальности «Артефакт». Она создана для того, чтобы пользователь мог подробнее познакомиться с экспонатом, наведя свое мобильное устройство на сам предмет, не требуется этикетка с QR-кодом. Пока платформу загрузили всего восемь музеев.

Продолжая тему информатизации, Владимир Мединский, министр культуры, призвал музеи активнее оцифровывать экспонаты для представления их на портале каталога Музейного фонда РФ - goskatalog.ru. На сегодня туда загружено 6,7 млн экспонатов, из них с «картинками» - 2,4 млн.

В планах министерства к 2025 году разместить 60 млн предметов из 88 млн, которые находятся в российских музеях. В кулуарах коллегии нам говорили, что и семи лет может не хватить. Каждую вещь должен достать из своего фонда хранитель, потом ее отснимет в приспособленном для этого помещении фотограф, а затем тот же хранитель вернет вещь на свое место...

Основным вопросом на коллегии был реставрационный. Олег Рыжков, заместитель министра культуры, сообщил, что сохранение наследия должно стать отраслью экономики. В Западной Европе 40% рынка девелопмента составляет приспособление старых зданий для дальнейшего использования. Проблема известна: как привлечь бизнес и не нанести ущерб памятникам? Лучший пример - британский Национальный фонд, который находит применение старым дворянским усадьбам, сохраняя их аутентичность.

Рыжков считает необходимым отделить реставрацию от строительства, в частности, разработать сборник правил проведения реставрационных работ.

По мнению Виктории Костиной, руководителя реставрационной компании, нужна единая база всех проектировщиков. Их проекты должны быть такими, чтобы в случае неудачных работ памятник можно было вернуть в исходное состояние.

Отдельная проблема - расценки. Если один кирпич нужного качества стоит 70 рублей, то требование найти его за 50 рублей грозит банкротством производителям материалов. Печально знаменитый 44-й закон о госзакупках приводит, например, к тому, что на реставрацию храма XVI века в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике отводится три осенних месяца. Специалист называет такую работу профанацией.

Нина Шангина, руководитель Союза реставраторов СПб, предложила ввести обязательную сертификацию используемых материалов и создать научный совет по материаловедению.

Всеобщее внимание вызвало сообщение Ирины Глущенко из ВШЭ, где разработана концепция под названием «Черемушки. Музей хрущевки». Ее смысл состоит в том, чтобы объявить объектом культурного наследия небольшой квартал в московских Черемушках, где были построены первые в СССР дома массовых серий. Тогда один дом (или часть) может стать музеем, но не быта, а образа жизни времени оттепели. Другой - отелем как со стилизованными, так и аутентичными квартирами. Третий - культурным центром и т. д.

...На десерт участникам заседания показали копию колонны царицы Зенобии в Пальмире, уничтоженную боевиками в 2015 году. Копия создана на основании 3D-модели Пальмиры, полученной по результатам съемок с разрешением 2 - 3 см, которые провели российские археологи и военные.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег РЫЖКОВ, замминистра культуры:

- Реставрационная отрасль будет сформирована, когда у нее будет своя производственная база с профессиональными цехами: реставрация - штучная работа, учебная база по подготовке как по рабочим, так и по управленческим специальностям. Вместе с наукой это и есть сохранение и развитие наследия.

Рассчитываем, что постепенно основным заказчиком станут частные компании. Владельцы памятников хотят их возрождать, но пока встречают только высокие расценки. Это не отрасль. Нет желающих общаться с этими расценками, с этими людьми для этого результата.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook