Главная городская газета

Колея ведет на Север

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Когда же обзаводиться друзьями, как не в студенчестве?

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют историю Адэли Габдрахмановой, приехавшей учиться в Петербург из узбекского города Чирчик. Читать полностью

«Аэрофлот» подарит ветеранам бесплатный перелет

Авиаперевозчик объявил о старте праздничной акции ко Дню Победы. Читать полностью

Компания-двойник «ПетербургГаза» продолжает работу в Пушкине

Горожане сообщили о визитах мошенников в дома петербуржцев. Читать полностью

Площадка на Луначарского. Битва спортсменов и матерей

«Санкт-Петербургские ведомости» публикуют письмо местной жительницы, уставшей от соседства детской и спортивной площадок. Читать полностью

Кукуруза как история

«В Краснодарском крае начался сев кукурузы», - сообщают официальные источники. «Почти вся кукуруза в России будет скуплена на корню и продана за границу», - добавляют неофициальные. Первым веришь, во вторых сомневаешься. Хотя, как известно, дыма без огня не бывает. Читать полностью

Над Россией нависла корь

По данным ведомства, за 2017 год число заболевших россиян увеличилось в четыре раза. Возраст заболевших в основном до 18 лет, но подхватить вирус могут и взрослые. Читать полностью
Реклама
Колея ведет на Север | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хорошо известны слова Ломоносова, первого русского академика Академии наук, о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью. Теперь в Санкт-Петербургском центре РАН объявили: рост национальной экономики и безопасность страны в значительной степени станут обеспечиваться Арктикой. В центре провели на эту тему заседание научного совета по проблемам транспортных систем. Постановили: в северной столице должна быть создана специальная структура по развитию Арктической зоны России. С самыми широкими полномочиями.

- В Петербурге сконцентрированы мощные научные силы, готовые взять на себя создание государственной стратегии развития Арктической зоны России на новом этапе, - утверждает председатель научного совета по проблемам транспортных систем Олег Белый. - ГАСУ - архитектурно-строительный университет - определит вклад автомобильного транспорта, Университет гражданской авиации - необходимость создания грузовых арктических хабов, Университет путей сообщения - объем железнодорожных перевозок. Возглавить эту работу вызвалась Макаровка - Университет морского и речного флота, поскольку морской транспорт традиционно является базовым для арктического региона страны. Плюс научные институты РАН. Транспортная составляющая - главенствующая в обеспечении экономического развития любого региона, а арктического в особенности.

Напомним, 31 августа 2017-го постановлением правительства России утверждена новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Действие программы продлено до 2025 года, подчеркнута роль Петербурга в ее реализации. Осталось, как говорится, засучить рукава и приняться за работу. Однако, чтобы «не заболтать» тему, чтобы к 2025-му было чем гордиться, необходимо не размазывать ответственность по всем ведомствам и регионам, а создать для начала, как считают в Санкт-Петербургском центре РАН, координирующий орган реализации программы.

Кстати, советские полярники еще помнят хорошо известное в стране Главное управление Севморпути, организованное как отдельная структура при Совнаркоме, а позднее работавшее при Совете министров СССР. Как результат, именно на первую половину прошлого века пришлись основные достижения страны по освоению арктических просторов и прокладке морских маршрутов вдоль сибирских полярных областей. С преобразованием управления в администрацию Севморпути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта все успехи в арктическом регионе закончились. Видимо, потому и потребовалось объявление новой программы социально-экономического развития Арктической зоны России.

Ученые Петербурга готовы создать творческий коллектив для обеспечения научными обоснованиями предстоящие арктические преобразования. Предварительные данные для таких разработок имеются.

- Портовую инфраструктуру Арктической зоны России составляют базовые коммерческие порты, такие как Мурманский и Архангельский; причальные мощности для северного завоза, как в Анадыре; сырьевые порты - для вывоза леса, полезных ископаемых и завоза снабжения для промышленных предприятий (та же Дудинка); точечные рейдовые причалы, как, например, Варандейский терминал, а также пункты внепортовой обработки судов, в частности ледовые причалы, - отметил Сергей Барышников, ректор Университета морского и речного флота имени С. О. Макарова, выступая на заседании совета. - Необходимо формирование инфраструктурного базиса в соответствии с новыми задачами, создание условий для углубления экономической интеграции и повышения мобильности трудовых ресурсов.

Еще одна очевидная задача - использование инновационного подхода при реализации госпрограммы. В Санкт-Петербургский научный центр РАН уже поступают предложения по внедрению эффективных научных разработок. Как пример, Институт химии и силикатов РАН для борьбы с вечной арктической проблемой - обледенения судов и механизмов - предлагает материалы нового поколения. О медицинских аспектах работы в арктических условиях рассказал на совете известный физиолог академик Юрий Наточин.

После утверждения новой редакции арктической госпрограммы в правительстве Петербурга появилась должность вице-губернатора по арктическим вопросам. Возможно, это станет первым шагом к созданию в нашем городе специального органа по развитию Арктики. Но пока в зоне ответственности «арктического» вице-губернатора Михаила Кучерявого только экологические службы города.

- Это правильно, в реализации арктических программ охрана окружающей среды - самый важный аспект. Он должен быть поставлен во главу угла хозяйственной, транспортной деятельности. Необходимо наладить четкий контроль, с точки зрения соблюдения экологических норм, за деятельностью военных. Суровый, но хрупкий природный механизм арктического севера резко реагирует на самые малые вмешательства, и это необходимо учитывать, - считает Олег Белый. - Даже колеи от вездеходов, оставленные на вечной мерзлоте, заживают в Арктике десятилетиями. На северных островах скопилось огромное количество бочек из-под горючего. Их не вывозили многие десятилетия, и эту проблему еще придется решать.

Кстати, военный арктический аспект в России отрабатывается масштабнее, чем в любой другой стране мира. «За всю историю освоения Арктики такого количества объектов в таком виде при таком оснащении не строил никто, ни одно государство», - заявил министр обороны Сергей Шойгу, выступая на общественном совете при МО. На сайте Министерства обороны отмечается, что на островах Котельный, Врангеля, Земля Александры и мысе Шмидта за последние пять лет возведено 425 объектов общей площадью свыше 700 тысяч кв. метров. В них размещено более тысячи военнослужащих, специальное вооружение и техника.

При этом экономическое развитие Арктики на нынешнем этапе, по мнению многих специалистов, должно стать международным проектом. Трасса Северного морского пути составляет 6 тысяч километров - от Карских ворот до Берингова пролива. Но на новом этапе развития Севморпуть может стать аналогом знаменитого Шелкового пути. Только пролегать по северным широтам, а продлиться от Роттердама на Балтике до Японского и Желтого морей. Поднебесная и Страна восходящего солнца наверняка найдут точки интереса в таком проекте.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook