Главная городская газета

Колея ведет на Север

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Общество

Над двором висит... вопрос

Уже не менее двух лет мы, жители трех корпусов дома № 70 по Кубинской улице, видим, как разрушаются детские площадки, гибнут деревья, исчезают газоны и растут кучи мусора Читать полностью

В Царском птицы не голодают

Ежегодно для них музей-заповедник «Царское Село» закупает более 400 килограммов семечек подсолнечника. Читать полностью

Сервис в российском небе

2017-й для мировой гражданской реактивной коммерческой авиации стал самым удачным с точки зрения безопасности. Читать полностью

Недоступная медицина

Врачи Петербурга рассказали, почему к ним не попасть Читать полностью

Считаем баллы

Чтобы не получить отказ в назначении страховой пенсии по старости Читать полностью
Колея ведет на Север | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хорошо известны слова Ломоносова, первого русского академика Академии наук, о том, что российское могущество прирастать будет Сибирью. Теперь в Санкт-Петербургском центре РАН объявили: рост национальной экономики и безопасность страны в значительной степени станут обеспечиваться Арктикой. В центре провели на эту тему заседание научного совета по проблемам транспортных систем. Постановили: в северной столице должна быть создана специальная структура по развитию Арктической зоны России. С самыми широкими полномочиями.

- В Петербурге сконцентрированы мощные научные силы, готовые взять на себя создание государственной стратегии развития Арктической зоны России на новом этапе, - утверждает председатель научного совета по проблемам транспортных систем Олег Белый. - ГАСУ - архитектурно-строительный университет - определит вклад автомобильного транспорта, Университет гражданской авиации - необходимость создания грузовых арктических хабов, Университет путей сообщения - объем железнодорожных перевозок. Возглавить эту работу вызвалась Макаровка - Университет морского и речного флота, поскольку морской транспорт традиционно является базовым для арктического региона страны. Плюс научные институты РАН. Транспортная составляющая - главенствующая в обеспечении экономического развития любого региона, а арктического в особенности.

Напомним, 31 августа 2017-го постановлением правительства России утверждена новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Действие программы продлено до 2025 года, подчеркнута роль Петербурга в ее реализации. Осталось, как говорится, засучить рукава и приняться за работу. Однако, чтобы «не заболтать» тему, чтобы к 2025-му было чем гордиться, необходимо не размазывать ответственность по всем ведомствам и регионам, а создать для начала, как считают в Санкт-Петербургском центре РАН, координирующий орган реализации программы.

Кстати, советские полярники еще помнят хорошо известное в стране Главное управление Севморпути, организованное как отдельная структура при Совнаркоме, а позднее работавшее при Совете министров СССР. Как результат, именно на первую половину прошлого века пришлись основные достижения страны по освоению арктических просторов и прокладке морских маршрутов вдоль сибирских полярных областей. С преобразованием управления в администрацию Севморпути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта все успехи в арктическом регионе закончились. Видимо, потому и потребовалось объявление новой программы социально-экономического развития Арктической зоны России.

Ученые Петербурга готовы создать творческий коллектив для обеспечения научными обоснованиями предстоящие арктические преобразования. Предварительные данные для таких разработок имеются.

- Портовую инфраструктуру Арктической зоны России составляют базовые коммерческие порты, такие как Мурманский и Архангельский; причальные мощности для северного завоза, как в Анадыре; сырьевые порты - для вывоза леса, полезных ископаемых и завоза снабжения для промышленных предприятий (та же Дудинка); точечные рейдовые причалы, как, например, Варандейский терминал, а также пункты внепортовой обработки судов, в частности ледовые причалы, - отметил Сергей Барышников, ректор Университета морского и речного флота имени С. О. Макарова, выступая на заседании совета. - Необходимо формирование инфраструктурного базиса в соответствии с новыми задачами, создание условий для углубления экономической интеграции и повышения мобильности трудовых ресурсов.

Еще одна очевидная задача - использование инновационного подхода при реализации госпрограммы. В Санкт-Петербургский научный центр РАН уже поступают предложения по внедрению эффективных научных разработок. Как пример, Институт химии и силикатов РАН для борьбы с вечной арктической проблемой - обледенения судов и механизмов - предлагает материалы нового поколения. О медицинских аспектах работы в арктических условиях рассказал на совете известный физиолог академик Юрий Наточин.

После утверждения новой редакции арктической госпрограммы в правительстве Петербурга появилась должность вице-губернатора по арктическим вопросам. Возможно, это станет первым шагом к созданию в нашем городе специального органа по развитию Арктики. Но пока в зоне ответственности «арктического» вице-губернатора Михаила Кучерявого только экологические службы города.

- Это правильно, в реализации арктических программ охрана окружающей среды - самый важный аспект. Он должен быть поставлен во главу угла хозяйственной, транспортной деятельности. Необходимо наладить четкий контроль, с точки зрения соблюдения экологических норм, за деятельностью военных. Суровый, но хрупкий природный механизм арктического севера резко реагирует на самые малые вмешательства, и это необходимо учитывать, - считает Олег Белый. - Даже колеи от вездеходов, оставленные на вечной мерзлоте, заживают в Арктике десятилетиями. На северных островах скопилось огромное количество бочек из-под горючего. Их не вывозили многие десятилетия, и эту проблему еще придется решать.

Кстати, военный арктический аспект в России отрабатывается масштабнее, чем в любой другой стране мира. «За всю историю освоения Арктики такого количества объектов в таком виде при таком оснащении не строил никто, ни одно государство», - заявил министр обороны Сергей Шойгу, выступая на общественном совете при МО. На сайте Министерства обороны отмечается, что на островах Котельный, Врангеля, Земля Александры и мысе Шмидта за последние пять лет возведено 425 объектов общей площадью свыше 700 тысяч кв. метров. В них размещено более тысячи военнослужащих, специальное вооружение и техника.

При этом экономическое развитие Арктики на нынешнем этапе, по мнению многих специалистов, должно стать международным проектом. Трасса Северного морского пути составляет 6 тысяч километров - от Карских ворот до Берингова пролива. Но на новом этапе развития Севморпуть может стать аналогом знаменитого Шелкового пути. Только пролегать по северным широтам, а продлиться от Роттердама на Балтике до Японского и Желтого морей. Поднебесная и Страна восходящего солнца наверняка найдут точки интереса в таком проекте.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook