Кого любит УК?

- Ребята, вы не тем занимаетесь, - с грустной иронией говорит мой приятель, опытнейший следователь, когда в его кабинет приводят на допрос очередную компанию задержанных наркодилеров. Разумеется, он далек от мысли советовать этим людям напрочь завязать с криминалом и заняться честным трудом. Он просто обращает их внимание на гораздо более безопасные возможности обогащения, которые предоставляет Уголовный кодекс.

Кого любит УК? | ФОТО Dmitry-Kalino/shutterstock.com

ФОТО Dmitry-Kalino/shutterstock.com

Как говорит известный сатирик, почувствуйте разницу. Возьмем «наркотическую» статью 228.1. За незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств в значительном размере она предполагает наказание от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, за крупный размер - от десяти до двадцати, за особо крупный - от пятнадцати до двадцати либо пожизненное заключение. Градации размеров определяет постановление правительства РФ от 1 октября 2012 г. # 1002. В соответствии с ним, значительным, крупным и особо крупным размером, к примеру, для героина являются 0,5, 2,5 грамма и 1 килограмм. Для гашиша, соответственно, - 2, 25 граммов и 10 килограммов.

Таким образом, за полграмма героина (крупинка на кончике ногтя!) или два грамма гашиша свободно можно получить пятнадцать лет колонии, причем обычно строгого режима. Столько далеко не за каждое убийство дадут. Как видим, к распространителям смертоносного зелья законодатель никакой жалости не испытывает. Это люди для него, как говорили во времена оны, социально далекие.

А теперь обратим свои взоры на ст. 159 - «мошенничество». То есть «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». До недавнего времени она была устроена просто и состояла из четырех частей, различавшихся степенью тяжести содеянного.

Но 10 декабря 2012 года вступил в действие федеральный закон № 207-ФЗ. В соответствии с ним, мошенничество «клонировалось» и возникли шесть новых статей: 159.1 («мошенничество в сфере кредитования»), 159.2 («мошенничество при получении выплат»), 159.3 («мошенничество с использованием платежных карт»), 159.4 («мошенничество в сфере предпринимательской деятельности»), 159.5 («мошенничество в сфере страхования»), 159.6 («мошенничество в сфере компьютерной информации»).

Изумление юридического сообщества, однако, вызывала не столь подробная детализация, а разница в санкциях между обычным и «специализированным» мошенничеством. Для тех, кто подпал под новые статьи (за исключением ст. 159.2), ущерб от 1000 до 1,5 миллиона рублей не считается крупным и не влечет лишения свободы. Между тем обычный мошенник за сумму от 1000 до 250 тысяч рублей может сесть на два года, а за ущерб от 250 тысяч до миллиона - на шесть лет. Свыше миллиона - уже до десяти лет. «Специалисты» же, даже облапошив кого-то на сумму от 1,5 до 6 миллионов рублей, рискуют получить максимум пять лет (а по ст. 159.4 - три года). Особо же крупный размер ущерба для них начинается с 6 миллионов. И только тут уже можно заработать законную «десятку».

Как видим, «специализированных» мошенников законодатель любит гораздо больше, чем обычных (скажем, «черных» риелторов или лохотронщиков). Боюсь даже подумать, а не являются ли они ему социально близкими? А поскольку, как известно, смягчающий закон у нас имеет обратную силу, то все «специалисты», проходившие до этого по «чистой» 159-й, получили сроки меньшие, чем ожидали. Кое-кто, уже приготовившийся топтать зону не один год, и вовсе вышел на свободу.

Радость мошенников, однако, готовы были разделить далеко не все.

11 декабря 2014 года Конституционный суд РФ вынес постановление № 32-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа». Авторам запроса не понравилось, что преступные мошеннические действия, причинившие одинаковый ущерб, но отличающиеся лишь по способу совершения хищения, получают различную правовую оценку. И высшая судебная инстанция страны с ними согласилась. Статья 159.4 была признана неконституционной и утратила силу.

Но весь остальной-то «букет» специализированных 159-х остался! По нему никто Конституционный суд не запрашивал. Соответственно, он ничего больше и не отменял. Так что если сегодня можно, не боясь оказаться за решеткой, снять полтора миллиона с чужой платежной карты, или на ту же сумму провернуть компьютерную аферу, или надуть страховую компанию, то зачем гробиться и торговать наркотиками?! Ведь жизнь так прекрасна. Для тех, кто внимательно читает наш Уголовный кодекс.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (5778) от 01.09.2016.


Комментарии