Клиенты предъявляют счет

 Клиенты предъявляют счет | Иллюстрация Design/shutterstock.com

Иллюстрация Design/shutterstock.com

Если судить о нашей медицине по телепрограмме «Прямой эфир», картина будет шокирующей. Как-то с утра в одном из анонсов этой программы нас стали пугать сообщениями о врачах, которые «вырезали органы» у только что родившей женщины и «превратили ее в овощ». Не сомневайтесь: вот снимок. Подробности вечером.

И вот вечерний эфир. Свой вердикт выносят два десятка участников телешоу. Они, правда, полные невежды в медицине. Зато у них есть уверенность в своем праве судить и способность перекричать любого, у кого другое мнение.

Судят они врачей одного из перинатальных центров старинного города, находящегося недалеко от Москвы. Главный врач центра терпеливо пытается отвечать на звучащие обвинения. Говоря, что подчас нет другого средства, кроме немедленной радикальной операции. Ее и сделали, сохранив жизнь роженице. Его объяснений не слышат, потому что атмосфера подозрительности была авторами передачи подготовлена заранее. Им нужна не правда - нужен скандал. И вот он на всю страну: дамы и господа рвут главврача в клочья, с азартом перебивая друг друга.

Из присутствующих в студии лишь двое высказали здравые суждения о действиях акушеров. Но их никто не захотел услышать.

В отличие от оппонентов главврач обязан соблюдать медицинскую этику. Он не может давать никаких сведений о болезнях пациента. Однако это не стесняло авторов передачи и ее ведущего. Вновь и вновь демонстрируют они крупным планом изображение женщины в коме.

Как они посмели вести съемки в палате интенсивной терапии?! Нет моральных запретов у шустрых ребят, которые рыщут в поисках жареного. Безнравственно делать зрелищем человеческую беспомощность.

Не знаю, кто первый и в каких именно структурах произнес слова «медицинская услуга». Но идея была подхвачена и развита: «клиент всегда прав». Почитайте рассуждения таких клиентов в Интернете. Система здравоохранения (важнейший из государственных институтов!), низведенная до сферы услуг, неизбежно теряет в качестве.

Право оценивать уровень профессионализма в действиях коллег дано медицинскому сообществу. Если оно «своих не сдает», есть к кому апеллировать. Например, в Росздравнадзоре существует общественный совет по защите прав пациентов, состоящий из людей нужной компетенции. Есть и другие организации. Но агрессивному невежеству здесь не место.

Появится, конечно, официальное заключение: врач в тяжелых обстоятельствах успел сделать единственно возможное. Но в очередной передаче нам об этом не сообщат...

Татьяна ДУРАСОВА



Услуга на подмостках

О проходившем в нашем городе международном фестивале «БТК-фест «Театр актуальных кукол» я узнала поздно. И попала на самый последний спектакль, проходивший на новой сцене Александринки. Он назывался «Я, Сизиф». Когда спектакль окончился, благодарные зрители устроили овацию.

На память о замечательной игре актера Стояна Дойчева я решила сохранить театральный билет. Но, когда вгляделась в него, ахнула. После названия театра и его реквизитов на билете было напечатано - «Вид услуги» и название спектакля. Затем - ряд, место и опять - «Стоимость услуги».

Так что же получается - зрителей привел в восторг не талант исполнителя, а оказанные им услуги? Исходя из этой странной логики опера «Евгений Онегин» и Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского - тоже не что иное, как услуги?

Это слово сейчас постоянно на слуху. Вместо «школьное воспитание и образование» теперь говорят - «образовательные услуги», вместо квалифицированного лечения - «медицинские услуги» и т. д.

В четвертом томе Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля читаем: «Идти в услужение - наняться в слуги», «Услужник - слуга». Как видим, толкование этого слова вполне определенное и не имеет ни малейшего отношения ни к искусству, ни к школе, ни к медицине.

Людмила АЛЕКСАНДРОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5821) от 01.11.2016.


Комментарии