Хулиганов у нас нет

Залихватские покатушки «золотой молодежи» в дорогущем «Гелендвагене» по ночной Москве возмущенная общественность вполне справедливо расценила как плевок в свою сторону. Вполне понятное недоумение вызвало еще и другое. Познакомившись с теми, кого задержали в результате пятичасовой погони, стражи порядка оформили на них административные протоколы и... отпустили по домам. И только когда история выплеснулась в прессу и наделала шума, начальник столичного полицейского главка гневно обрушился на своих нерешительных подчиненных и призвал наказать «сынков»-нарушителей по всей строгости закона.

Хулиганов у нас нет | Иллюстрация kesu/shutterstock.com

Иллюстрация kesu/shutterstock.com

И тут уж исполнители в погонах, что называется, закусили удила. Дана отмашка «сверху», можно ничего не бояться! Но вот беда: в рамках нынешних гуманных законов особо не развернешься. Всех нарушений ПДД в общей сложности набежало на 5 тысяч штрафа и два месяца лишения прав. Для данных нарушителей это все равно что ничего. Ну еще по «административке» им впаяли по 15 суток за неповиновение требованиям сотрудников полиции. Водитель получил 200 часов обязательных работ. Тоже как-то не впечатляет. Какая же это «строгость закона»? Кровь из носу, нужна уголовная статья!

Вообще-то у нас закон запрещает два раза наказывать за одно и то же. Но для такого случая про это можно забыть. И статьи нашлись – целых две.

Первая: 319-я – «оскорбление представителя власти». Ребята, пока за ними гонялись полицейские, всячески их костерили, выкладывая все это в Интернет в режиме онлайн, да и потом, при задержании, тоже язык за зубами не держали. Факты бесспорны, доказательная база налицо, но... статья слабенькая – всего до года исправительных работ.

Вторая: 213-я, часть 2, – «хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти». До 7 лет лишения свободы – это уже кое-что. Перед начальством отчитаться не стыдно.

У того, кто плохо знаком с Уголовным кодексом, сомнений нет: нормальная статья, как раз в тему. Небо в клетку «сынкам» гарантировано!

Те же, кто УК почитывает чаще, испытали изумление. Достаточно открыть диспозицию 213-й, чтобы убедиться – в данном случае она, увы, абсолютно неприменима. Ее часть 2 просто усугубляет различными отягчающими признаками (в том числе вышеуказанным «сопротивлением») часть 1-ю. А в ней – «обычное» хулиганство: «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное: а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».

Оружия в данном случае точно не было, а «социальная группа»... ну если таковой только считать сотрудников полиции. Что, прямо скажем, не очень убедительно. Стоит ли удивляться, что московская городская прокуратура трижды (!) отменяла обвинительное заключение с «хулиганской» статьей – дескать, не позорьтесь, товарищи!

Имею версию столь поразительной неграмотности. Притягивая «за уши» 213-ю, московские следователи (не исключаю, люди старого закала) исходили из обыденной, «народной» этимологии понятия «хулиганство». Несколько поколений наших граждан (в том числе и юристов) жили в незыблемой уверенности, что это – ЛЮБЫЕ «умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу». Если вам разбили нос при людях – это преступление не только в отношении вас, но и в отношении всех окружающих.

Так был устроен и старый, 1960 года, УК с его знаменитой 206-й статьей, и новый, 1996-го, с 213-й. Но в 2003 году законодательство изменилось. 213-ю урезали, оставив в ней только действия с оружием и «ненависть и вражду», а «хулиганские побуждения» раскидали по другим статьям в виде квалифицирующего признака. Отныне разбитый вам при людях нос – это ваше личное дело, а оскорбленные чувства окружающих никого не волнуют. Надо ли говорить, что хулиганов у нас теперь практически нет – много ли народу бегает по улицам с оружием (а если бегает, то это совсем другие статьи) или прессует какую-то «социальную группу»?

Таким образом, до 2003 года вышеописанные «гонщики» однозначно сели бы в тюрьму, даже если бы эти гонки не принесли ущерба чьему-то здоровью или имуществу. А сейчас...

Сердце московских правоохранителей успокоилось на части 1 ст. 318 – «угроза применения насилия в отношении представителя власти». Срок – до 5 лет.

Вот только доказать эту угрозу в суде, боюсь, не получится. Кто, кому конкретно, в какой форме угрожал? Какова степень реальности и опасности этой угрозы? Опытному адвокату работы – на пять минут. И все – мыльный пузырь лопнул.

...«Сынки» смеются. А мы с вами утираемся.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (5737) от 06.07.2016.


Комментарии