Хозяева арены

Медведи на велосипедах, тигры, прыгающие в горящий обруч, дрессированные зебры и обезьянки... Без этих аттракционов невозможно представить себе цирковую арену. Но защитники прав животных бьют тревогу и доказывают, что все эти трюки противоестественны для диких зверей, а вся дрессировка - это издевательство и пытка. Неужели это на самом деле так?
Ирина Н.

Хозяева арены | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

По словам народного артиста Грузии Гии Эрадзе (ныне он заместитель директора по художественной части Большого государственного петербургского цирка на Фонтанке), в цирке, ведущем свое начало от скоморохов и ярмарочных балаганов, медведи, обезьяны, собаки всегда были полноправными артистами. Ведь даже стандартный 13-метровый диаметр манежа, обязательный для любого цирка мира, обусловлен требованиями к конным трюкам. Именно на таком кругу легче удерживать равновесие стоящему на крупе коня наезднику, а дрессировщику - управлять лошадьми.

Для любого человека, особенно ребенка, цирк - это еще и возможность увидеть экзотических животных не на картинке или экране телевизора, а вживую. Понять, что они не только милые, но еще очень умные.

Тем более что в современные цирки звери попадают не из дикой природы, а из зоопарков, заповедников и ферм. Причем берут «в артисты» только тех, которые были рождены от животных, уже живших под присмотром людей. То есть четвероногие на арене не такие дикие и необузданные, как может показаться на первый взгляд.

Кстати, известно ли вам, кто стал прототипом клоуна в повести Чехова «Каштанка»? Знаменитый дрессировщик дедушка Дуров. А теперь вспомните, с какой любовью и терпением герой произведения относился к своим партнерам по манежу - коту Федору Тимофеевичу, собаке Тетке, гусю Ивану Ивановичу, свинье Хавронье.

Такое обучение «по методу Дурова» было в советском цирке, а теперь - и в российском. Условно его можно назвать «поощрительным» - за успешное выполнение того или иного элемента животные получают «вкусный кусочек» и ласковое одобрение. Кстати, именно этот метод дрессировки получил мировое признание.

Как рассказал руководитель конного форсажа «Иристон» Мурат Кануков, чтобы овладеть искусством джигитовки, заставляющей зрителей ахать от восторга, требуются большая воля и мужество. Не сосчитать синяков и шишек, которые достаются на долю начинающего наездника. Однако для артиста на первом плане всегда стоит здоровье и благополучие его коня. Например, когда цирк-шапито переезжает в другой город, наездники не отдыхают до тех пор, пока не убедятся, что лошади устроены комфортно, у них достаточно овса и сена.

- К коню надо относиться с уважением, как к равному, - уверен Мурат Кануков. - Тогда и учеба пойдет хорошо. А выступать на манеже они очень любят. Если по какой-либо причине кто-то из них остается в конюшне, то, заслышав музыку своего номера, начинает волноваться и всеми силами дает понять - он хочет, чтобы его выпустили «к публике».

Я очень люблю цирк, знакома со многими «цирковыми» и могу смело утверждать - животные для них не просто партнеры, а друзья и даже члены семьи. Когда дрессировщица Татьяна Колобашкина, несколько лет назад выступавшая в Цирке в Автово, пригласила меня в свой дом-вагончик, я сразу обратила внимание, что ее партнерам - питонам Питеру и Машке отведено самое удобное и теплое место.

- Я вырастила их чуть не из яиц. Мы отлично понимаем друг друга. Если долго не видимся, то при встрече они прямо не знают, как выразить свою любовь - не нашипятся, лезут ласкаться, - говорила Татьяна.

Молодой дрессировщик Олег Александров, выступавший в программе «Посланник», своих партнеров - медведей Тишку, Яшку и Ваську тоже воспитывал с младенчества. Кормил молоком из бутылочки, сидел рядом, если малыши недомогали, водил гулять. Немудрено, что теперь медведи считают Олега за своего и хорошо слушаются учителя.

Примерам дружбы артистов и животных нет числа. Это цирковые семьи Тимченко с их морскими львами, Эльворти с разными животными и птицами, Ташкенбаевы с верблюдами. Ну и, конечно, знаменитые династии дрессировщиков Дуровых, Филатовых, Запашных, Корниловых, Багдасаровых.

«Эти дружба и любовь не показные, - сказал в свое время дрессировщик Андрей Корнилов. - Цирковое искусство не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему».

КСТАТИ

По статистике Европейской цирковой ассоциации, в Германии 85,5 процента людей хотят видеть животных в цирке. В России этот показатель доходит до 95 процентов. На первом месте у наших зрителей, особенно маленьких, - номера с дрессированными животными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.


Комментарии