Хозяева арены
Медведи на велосипедах, тигры, прыгающие в горящий обруч, дрессированные зебры и обезьянки... Без этих аттракционов невозможно представить себе цирковую арену. Но защитники прав животных бьют тревогу и доказывают, что все эти трюки противоестественны для диких зверей, а вся дрессировка - это издевательство и пытка. Неужели это на самом деле так?
Ирина Н.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
По словам народного артиста Грузии Гии Эрадзе (ныне он заместитель директора по художественной части Большого государственного петербургского цирка на Фонтанке), в цирке, ведущем свое начало от скоморохов и ярмарочных балаганов, медведи, обезьяны, собаки всегда были полноправными артистами. Ведь даже стандартный 13-метровый диаметр манежа, обязательный для любого цирка мира, обусловлен требованиями к конным трюкам. Именно на таком кругу легче удерживать равновесие стоящему на крупе коня наезднику, а дрессировщику - управлять лошадьми.
Для любого человека, особенно ребенка, цирк - это еще и возможность увидеть экзотических животных не на картинке или экране телевизора, а вживую. Понять, что они не только милые, но еще очень умные.
Тем более что в современные цирки звери попадают не из дикой природы, а из зоопарков, заповедников и ферм. Причем берут «в артисты» только тех, которые были рождены от животных, уже живших под присмотром людей. То есть четвероногие на арене не такие дикие и необузданные, как может показаться на первый взгляд.
Кстати, известно ли вам, кто стал прототипом клоуна в повести Чехова «Каштанка»? Знаменитый дрессировщик дедушка Дуров. А теперь вспомните, с какой любовью и терпением герой произведения относился к своим партнерам по манежу - коту Федору Тимофеевичу, собаке Тетке, гусю Ивану Ивановичу, свинье Хавронье.
Такое обучение «по методу Дурова» было в советском цирке, а теперь - и в российском. Условно его можно назвать «поощрительным» - за успешное выполнение того или иного элемента животные получают «вкусный кусочек» и ласковое одобрение. Кстати, именно этот метод дрессировки получил мировое признание.
Как рассказал руководитель конного форсажа «Иристон» Мурат Кануков, чтобы овладеть искусством джигитовки, заставляющей зрителей ахать от восторга, требуются большая воля и мужество. Не сосчитать синяков и шишек, которые достаются на долю начинающего наездника. Однако для артиста на первом плане всегда стоит здоровье и благополучие его коня. Например, когда цирк-шапито переезжает в другой город, наездники не отдыхают до тех пор, пока не убедятся, что лошади устроены комфортно, у них достаточно овса и сена.
- К коню надо относиться с уважением, как к равному, - уверен Мурат Кануков. - Тогда и учеба пойдет хорошо. А выступать на манеже они очень любят. Если по какой-либо причине кто-то из них остается в конюшне, то, заслышав музыку своего номера, начинает волноваться и всеми силами дает понять - он хочет, чтобы его выпустили «к публике».
Я очень люблю цирк, знакома со многими «цирковыми» и могу смело утверждать - животные для них не просто партнеры, а друзья и даже члены семьи. Когда дрессировщица Татьяна Колобашкина, несколько лет назад выступавшая в Цирке в Автово, пригласила меня в свой дом-вагончик, я сразу обратила внимание, что ее партнерам - питонам Питеру и Машке отведено самое удобное и теплое место.
- Я вырастила их чуть не из яиц. Мы отлично понимаем друг друга. Если долго не видимся, то при встрече они прямо не знают, как выразить свою любовь - не нашипятся, лезут ласкаться, - говорила Татьяна.
Молодой дрессировщик Олег Александров, выступавший в программе «Посланник», своих партнеров - медведей Тишку, Яшку и Ваську тоже воспитывал с младенчества. Кормил молоком из бутылочки, сидел рядом, если малыши недомогали, водил гулять. Немудрено, что теперь медведи считают Олега за своего и хорошо слушаются учителя.
Примерам дружбы артистов и животных нет числа. Это цирковые семьи Тимченко с их морскими львами, Эльворти с разными животными и птицами, Ташкенбаевы с верблюдами. Ну и, конечно, знаменитые династии дрессировщиков Дуровых, Филатовых, Запашных, Корниловых, Багдасаровых.
«Эти дружба и любовь не показные, - сказал в свое время дрессировщик Андрей Корнилов. - Цирковое искусство не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему».
КСТАТИ
По статистике Европейской цирковой ассоциации, в Германии 85,5 процента людей хотят видеть животных в цирке. В России этот показатель доходит до 95 процентов. На первом месте у наших зрителей, особенно маленьких, - номера с дрессированными животными.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5876) от 26.01.2017.
Комментарии