Холодно и неизящно

Прочитав памятку, врученную каждому российскому девятикласснику, я поняла: нерадивостью школяров нельзя объяснить безграмотность общества. Она, эта чудовищная безграмотность, сочится из всех пор. Она даже там, где невозможна по определению.

Холодно и неизящно | ФОТО Pelykh-Konstantin/shutterstock.com

ФОТО Pelykh-Konstantin/shutterstock.com

Информации в памятке немного. Единый день экзамена назначен для каждого предмета по всей стране. Приносить следует лишь паспорт и две гелевые ручки. Не пытайтесь протащить мобильник: составят протокол и выгонят с экзамена. И еще: экзамены будут проходить не в родных классах, а в ППО.

Что бы это значило? Впрочем, это не единственная загадка в тексте. Читаю дальше: текст невнятен и коряв. «Все, что не входит в спецификацию КИМ ОГЭ по предмету, иметь и использовать на экзамене запрещено».

На страничке я насчитала семь аббревиатур из трех букв. Вот они: ГИА, ОКЭ, ОГЭ, КИМ, ППО, ИКТ, ГЭК. Как во всем непонятном, в них заложена пугающая убедительность. Наверное, наши прадеды, получившие образование до революции, испытывали похожее тоскливое чувство, читая предписания, в которых мелькала аббревиатура ВЧК.

Вместе со смыслом текста поневоле заглатываешь его мертвящую казенность. Может, это и есть норма, если так изъясняются не где-нибудь – в самом минобре. Я настаиваю на этом слове. Только «минобр», господа! В министерстве образования не могли бы написать: «При нарушении этих правил и отказе в их следовании...». Только тот, кто убивает родной язык, слово «ученик» заменяет казенным «обучающийся», а понятие «школа» – неопределенным «общеобразовательное учреждение»...

«Какая гадость чиновничий язык... Я читаю и отплевываюсь... Неясно, холодно и неизящно: пишет, сукин сын, точно холодный в гробу лежит» (А. П. Чехов).

Господа чиновники, хорошим тоном стало сетовать на безграмотность общества и требовать принятия срочных мер. А с себя начинать не пробовали?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5634) от 02.02.2016.


Комментарии